Домой / Новости / Балансировочная зарядка. Доработка батареи дрели-шуруповёрта. России нужен «Мир», желательно, весь: в России обяжут предустанавливать на смартфоны Mir Pay вместо Apple Pay и Google Pay

Балансировочная зарядка. Доработка батареи дрели-шуруповёрта. России нужен «Мир», желательно, весь: в России обяжут предустанавливать на смартфоны Mir Pay вместо Apple Pay и Google Pay

Иногда есть необходимость в зарядке Li-Ion аккумулятора, состоящего из нескольких последовательно соединенных ячеек. В отличие от Ni-Cd аккумуляторов, для Li-Ion аккумуляторов необходима дополнительная система управления, которая будет следить за равномерностью их заряда. Зарядка без такой системы рано или поздно приведет к повреждению элементов аккумулятора, и вся батарея будет неэффективна и даже опасна.

Балансировка — это режим заряда, который контролирует напряжение каждой отдельной ячейки в батареи аккумулятора и не допускает превышения напряжения на них выше установленного уровня. Если одна из ячеек зарядиться раньше остальных, балансир берет на себя избыточную энергию и переводит ее в тепло, не допуская превышения напряжения заряда конкретной ячейки.

Для Ni-Cd аккумуляторов нет необходимости в такой системе, поскольку каждый элемент батареи при достижении своего напряжения перестает принимать энергию. Признак заряда Ni-Cd — это увеличение напряжения до определенного значения, с последующим его снижением на несколько десятков мВ и повышением температуры, поскольку излишняя энергия переходит в тепло.

Перед зарядкой Ni-Cd должны быть разряжены полностью, в противном случае возникает эффект памяти, который приведет к заметному снижению емкости, и восстановить ее можно только путем нескольких полных циклов заряда/разряда.

С Li-Ion аккумуляторами все наоборот. Разрядка до слишком низких напряжений вызывает деградацию и необратимое повреждение с увеличением внутреннего сопротивления и уменьшением емкости. Также зарядка полным циклом быстрее изнашивает аккумулятор, чем в режиме подзарядки. Аккумулятор Li-Ion не проявляет симптомов заряда как у Ni-Cd, так что зарядное устройство не может обнаружить момент полного заряда.

Материал: АБС + металл + акриловые линзы. Светодиодная подсветка...

Li-Ion как правило заряжают по методу CC/CV, то есть, на первом этапе заряда устанавливают постоянный ток, например, 0,5 С (половина от емкости: так для для аккумулятора емкостью 2000 мАч ток заряда составит 1000мА). Далее при достижении конечного напряжения, которое предусмотрел производитель (например, 4,2 В), заряд продолжают стабильным напряжением. И когда ток заряда снизится до 10..30мА аккумулятор можно считать заряженным.

Если у нас батарея аккумуляторов (несколько аккумуляторов соединенных последовательно), то мы заряжаем, как правило, только через клеммы на обоих концах всего пакета. При этом мы не имеем никакой возможности контролировать уровень заряда отдельных звеньев.

Возможно, что будет так, что один из элементов будет иметь более высокое внутреннее сопротивление или чуть меньшую емкость (в результате износа аккумулятора), и он быстрее остальных достигнет напряжение заряда 4,2 В, в тоже время у остальных будет только по 4,1 В, и вся батарея не покажет полный заряд.

Когда напряжение батареи достигнет напряжение заряда, может оказаться так, что слабый элемент зарядиться до 4,3 В или даже больше. С каждым таким циклом такой элемент будет все больше и больше изнашиваться, ухудшая свои параметры, до тех пор, пока это не приведет к выходу из строя всей батареи. Мало того, химические процессы в Li-Ion нестабильны и при превышении напряжения заряда значительно повышается температура аккумулятора, что может привести к самовозгоранию.

Простой балансир для li-ion аккумуляторов

Что же тогда делать? Теоретически самый простой способ заключается в использовании стабилитрона, подключенного параллельно каждому элементу батареи. При достижении напряжения пробоя стабилитрона, он начнет проводить ток, не позволяя повышаться напряжению. К сожалению, стабилитрон на напряжение 4,2 В не так легко найти, а 4,3 В уже будет слишком много.

Выходом из данной ситуации может быть применение популярного . Правда в этом случае ток нагрузки не должен превышать более 100 мА, что очень мало для заряда. Поэтому ток необходимо усилить при помощи транзистора. Такая схема, подключенная параллельно к каждой ячейки, защитит ее от перезаряда.

Это слегка измененная типовая схема подключения TL431, в datasheet ее можно найти под названием „hi-current shunt regulator” (сильноточный регулятор шунта).

Я его заряжаю через переходной провод с помощью Turnigy.

Переделка простая, но вот зарядное доступно не каждому.
Решил сделать простое и надежное балансировочное зарядное устройство. Большинство деталей найдется у любого мастера, а ряд деталей доступен для заказа из Китая, ну или можно купить в магазине радиотоваров.

Инструменты и материалы:

Корпус для устройства;
- платы зарядок для планшета;
- контроллера для литий-иона;
- разъем со штырями;
- разъем с гнездами;
- выключатель;
- провода, паяльник, клеевой пистолет.

Монтировать зарядное устройство буду в корпусе сгоревшего роутера. В процессе монтажа схемы, понял, что выбрал маленький корпус. Процесс сборки немного усложнился, но я с поставленной задачей справился, но об этом дальше. Плата роутера может еще для чего сгодится.

Для каждого канала, я применю платы от зарядок. Количество плат, можно применить и большего количества или меньшего. У меня три канала и зарядок тоже три.

Следить за процессом заряда будут контроллеры заряда для литий-иона. Применить можно и с BMS, но он в данном случае не нужен. У меня одна плата новая, а две со спаянными разъемами(куда то применял их). Разъем абсолютно не мешает работе и процессу сборки.

На заднюю панель роутера, нужно вырезать полоску пластика. У меня стеклотекстолит толщиной полтора миллиметра. В полоске вырезаем окошки под выключатель питания и разъем балансировки.

Разъем я применил от старого жесткого диска, на 4 контакта. Выключатель снял со сгоревшего блока ATX. Так же просверлил отверстия под винты. для крепления планки. Позже просверлю отверстие под сетевой шнур. Разъем приклеил на соду с супер клеем.

Контроллеры заряда будут установлены в корпусе и индикации не будет видно. Для этого я взял разноцветные светодиоды. Красный отображает процесс заряда, а зеленый его окончание.

Чтоб подпаять светодиоды к плате, я применил отрезки шлейфа IDE.

Платы контроллеров нужно соединить с платами зарядок. Я соединил их луженым проводом на 0.5 мм. Получилось довольно жестко.

Шлейфы со светодиодами припаял вместо штатных светодиодов контроллеров. Сразу бросается в глаза, что зеленый светодиод уменьшился в размере. Я допустил ошибку и не проверил светодиоды, они оказались сгоревшими. Припаял какие попались под руку.

Платы приклеил на термо клей. Держатся отлично, пробовал кидая на пол)) Перед приклеиванием подпаял сетевые провода.

Просверлил отверстие под сетевой шнур. Распаял один из проводов на выключатель. Второй сетевой соединил вместе с оставшимися проводами от плат зарядок.

Светодиоды приклеил на места, где раньше были установлены светодиоды платы роутера. Клеил на термо клей.

Выходные провода контроллеров соединил последовательно. Плюс припаял на первый контакт. На второй контакт, припаял соединение проводов минуса первого и плюса второго контроллеров. Далее распаиваем остальные провода по порядку.

Одеваем крышку и прикручиваем. Откладываем в сторону зарядное устройство и распаиваем зарядный провод.

Провода применил со сгоревшего блока питания. Распаял соответственно доработанного аккумулятора шуруповерта. По схеме провода распаиваются по порядку от первого к четвертому. Места спайки изолирую термоусадкой.

Осталось решить вопросы зарядки и индикации состояния. Напомню, что выбор деталей и способа доработки сильно ограничен бюджетом, поэтому вместо оптимальных решений приходится идти на компромиссы.

Модификация зарядного устройства

Старое зарядное устройство состоит из двух частей - блока питания и зарядной станции-стакана с двумя индикаторами - «питание» и «зарядка». Первый индикатор горит при подключении стакана к питанию, второй - во время зарядки. Теоретически, второй индикатор должен гаснуть после окончания зарядки, но из-за особенности питания горит всегда, когда в стакан вставлен аккумулятор.

Блок питания обозначен как источник постоянного напряжения на 18 В. На самом деле он состоит из понижающего трансформатора и диодного моста, на выходе - пульсирующее напряжение (половинки синусоиды) с амплитудой 25 В. Не знаю, чем руководствовался производитель, но такое питание вряд ли подходит для зарядки даже оригинальных батарей. Возможно, потому они так быстро и сдохли, всего за год.

На плате выпрямителя внутри БП предусмотрено место для выпрямляющего конденсатора, но он не установлен. Заявленный максимальный выходной ток 400 мА, и это тоже не кажется правдой, даже на таком токе трансформатор заметно нагревается, до температуры не менее 80°C, судя по расплавлению термоклея, который я использовал для дополнительной фиксации трансформатора внутри корпуса БП.

Правильно было бы купить новый блок питания, но из-за экономии решил оставить старый, реальная эксплуатация покажет, стоила ли этого экономия в 5 долларов (цена за БП 24 В / 1 А на eBay). Также необходимо было сохранить габариты всех комплектных устройств, чтобы они вставлялись в свои места в чемодане дрели.

Для зарядки лития мне здесь понадобится как минимум источник постоянного напряжения на 16,8 В или чуть меньше. Неправильное напряжение старого БП сыграло здесь на руку, теперь можно выпрямить напряжение с него до 25 В и подключить на выход понижающий преобразователь-стабилизатор напряжения.

Самый дешевый вариант зарядки, который, кстати, и реализован в старом зарядном устройстве, - это шунт для ограничения тока после источника напряжения. Но этот метод зарядки очень медленный, поэтому решил здесь улучшить параметры зарядки, установив почти полноценное зарядное устройство для лития с фазами CC (постоянный ток) и CV (постоянное напряжение) на основе , уже имеющегося в наличии. Но я всё равно прикупил ещё один такой же, так как подобный девайс оказался весьма полезен в электронном хозяйстве, цена вопроса - от $1,5 на eBay.

Конденсатор для выпрямителя взял из старых запасов на 100 мкФ / 63 В, ничего более подходящего по параметрам и размерам не было. Расчёты необходимой ёмкости не проводил, так как после этого выпрямителя будет ещё стабилизатор, а также из-за того, что высокая стабильность на выходе не нужна.

Максимальный ток пришлось ограничить 500 мА, при большем токе блок питания перегревается. Если захочется повысить ток, придётся купить новый БП на 20-35 В и ~20 Вт. Помимо базового здесь будет реализован альтернативный вариант зарядки большим током, поэтому проблемы у меня здесь нет. Напряжение выставил на 16,4 В, чтобы уменьшить вероятность перезаряда отдельных ячеек литиевой сборки.


После долгого поиска места для установки платы стабилизатора в зарядный стакан пришлось отказаться от штатной индикации, а также перенести разъём питания на собственную плату-переходник (светлая плата на фото), уже был в наличии. В этом проекте в первый раз использовал ЛУТ (лазерно-утюжная технология - перенос тонера рисунка, распечатнного на лазерном принтере на бумаге, с помощью утюга на фольгированный тестолит), получилось сносно. Все потенциометры также пришлось перенести. Просверлил дырочки в корпусе стакана для светодиодов на плате стабилизатора, чтобы была хотя бы минимальная индикация. На фото выше зелёная плата - старая, положил рядом для сравнения.

Плата греется не сильно, но всё равно добавил пассивное охлаждение для снижения рисков. К задней части платы с помощью теплопроводящего клея приклеил маленький алюминиевый радиатор, для надежности потом закреплю его дополнительно. В этом проекте повсеместно используется термопластичный клей, который начинает плавиться уже при 80°C, поэтому пытаюсь делать охлаждение там, где это возможно. Ровно под этим радиатором в корпусе стакана есть вентиляционная решетка, что пришлось кстати. В верхней части стакана также есть подобные прорези, циркуляция воздуха здесь должна получиться достаточной.

Таким образом, получил в корпусах старого БП и зарядного стакана зарядное устройство для литиевой сборки 4S с максимальным током 500 мА. Предполагаемое время зарядки - 3-4 часа, примерно как у старого зарядного со старыми батареями. Окончание заряда можно определить по одному из индикаторов преобразователя, он гаснет при падении зарядного тока примерно до 20 мА (настраивается, но это минимум), что для этой батареи оказалось достаточно маленьким значением, чтобы оно достигалось почти в самом конце зарядки, при зарядке более высокоомной батареи падение тока до 20 мА может происходить намного раньше. Также можно проверить напряжение на самой батарее, об этом далее.

Эта зарядка вполне подходит и для старой батареи на никеле, вторая из комплекта осталась нетронутой, но из-за сильно возросшего у неё внутреннего сопротивления время полной зарядки будет существенно больше, что практически исключает полезность этого варианта, учитывая также и то, что никель приходится заряжать перед работой.

Зарядка с балансировкой

На самой аккумуляторной сборке уже есть балансировочный выход, осталось вывести его наружу. Некоторые просто вырубают дыру в корпусе батареи, чтобы можно было вывести шнурок наружу, но мне такой вариант не нравится, да и балансировочный кабель у сборки всё равно слишком короткий. Поэтому решил установить на корпусе батареи разъём. Здесь нужны гнезда и разъёмы на 5 контактов, выдерживающих не менее 1 А, лучше 2-3 А, меньше просто не интересно.

Можно было поставить коннекторы DIN (как у старых магнитофонов или клавиатур AT) или Mini-DIN (как у PS/2). Отказался от этой затеи, так как ни в собственных залежах, ни на eBay не были найдены необходимые компоненты по адекватной цене.

USB не подходит по количеству контактов и/или максимальному току. Есть варианты с USB 3.0 или, даже лучше, 3.1, но коннекторов либо ещё нет в продаже, либо они слишком дорогие.

Следующий кандидат - коннекторы FireWire (IEEE 1394) , точнее FireWire 400. Шесть глубоко посаженных, слегка подпружиненных контактов, конструкция почти исключает короткое замыкание. Просто идеально, этот вариант и выбрал. Так как теперь этот стандарт уже раритет, гнёзда вышли недёшево, пара обошлась в $1,5, заказал. Вилки в продаже вообще не нашёл, понадеялся на переделку какого-нибудь кабеля FireWire.


Пока коннекторы были в пути, начал перебирать свои старые провода FireWire и искать по магазинам новые. Оказалось, что все найденные кабели имеют проводку толщиной всего 28-30AWG, в лучшем случае только пара проводов 22AWG. Всю проводку от батареи к зарядному изначально планировал делать , поэтому пришлось отказаться от этого замечательного варианта. Стандарт ограничивает максимальный ток значением 1,5 А, что объясняет использование таких тонких проводов даже в хороших кабелях.


Наш победитель - , подобные используются для большинства балансировочных устройств и аккумуляторных сборок. Конечно, эти коннекторы были самым очевидным вариантом, но они довольно хрупкие, а также их слишком легко можно закоротить, поэтому сначала пытался найти альтернативу. Они довольно дёшевы, за те же $1,5, что отдал только за пару гнёзд FireWire, я взял 20 наборов XH2.54-5P (гнездо + вилка + пины).

Для установки в корпус пришлось использовать пару переходников (можно было бы и один, если бы текстолит был двухсторонний, но такого у меня сейчас нет). Крепление к корпусу сделал на паре скобок из толстого медного провода, впаянных в ту же плату, что и разъём. Изначально хотел крепить болтами с гайками, но места под такое крепление внутри батареи не оказалось. Так как разъём выступает за пределы корпуса, по плану даже намного больше, чем получилось в результате, пришлось искать место там, где между батареей и дрелью наибольший зазор. Дополнительно укрепил термопластичным клеем.




Проверка показала, что такой разъём здесь вполне уместен. Установка гнезда в закрытую в рабочем положении часть батареи уменьшает вероятность его замыкания. Но я всё равно случайно замкнул его, в итоге выжег пару дорожек на одной из плат-переходников, само гнездо повредилось лишь слегка, менять на новое не стал.

Далее нужно собрать кабель для подключения к балансировочному зарядному устройству, в моём случае - . Это зарядное устройство помимо подключения по балансировочному кабелю требует также подключение и к силовому разъёму, позаимствовал разъём молекс для этого у одного из ненужных кабелей из комплекта B6.




Сразу проверил зарядку по новому кабелю. Оказалось, что одна из паек провода к пину XH2.54 не получилась, переделал. Далее всё заработало, как и задумывалось.

Индикация заряда

По-хорошему, здесь лучше использовать звуковую сигнализацию о разряде любой из ячеек до критического уровня (например, 3 В), активируемую прямо в процессе работы, чтобы не отвлекаться на проверку батареи. Такие устройства продаются, и довольно недорого, подключение его через кнопку дрели в сети можно найти. Но это всё равно деньги, а я решил экономить, чтобы был хотя бы минимальный экономический смысл в доработке батареи.


Поэтому я воткнул сюда простой , включаемый по отдельной кнопке. Возможно, когда-нибудь я заменю или переделаю его на сигнализацию, но пока буду сам следить, чтобы общее напряжение не опускалось ниже 13,5-14,0 В. Либо можно добавить сюда по компаратору на ячейку с общей пищалкой, дешево и достаточно (дополнение: честно говоря, до сих пор не понял, как это можно сделать просто и дешево).

Обратите внимание на расположение индикатора и кнопки. Я - правша, поэтому мне оказалось удобнее расположение на левом боку. Передняя сторона также выбрана не случайно - она реже перекрывается правой рукой или одеждой. Кнопка расположена подальше от экрана для того, чтобы при её нажатии даже в толстых перчатках не перекрывался экран.

С помощью этого вольтметра также можно определить окончание зарядки. Если проверять напряжение прямо во время зарядки, напряжение быстро дойдёт почти до максимума (здесь 16,4 В) и дальше будет очень медленно к нему приближаться, и только при полной зарядке оно с ним совпадёт. Чтобы оценить действительный уровень заряда, придётся вытащить батарею из стакана.

Вот так в итоге выглядит батарея. Шуруп сверху держит площадку с контактами.

Итого

Посчитаем, что получилось в деньгах, цены в рублях. Если деталь взята из запасов, показана примерная рыночная стоимость.

  • аккумуляторная сборка: $15
  • конденсатор для выпрямителя БП: $0,3
  • плата стабилизатора CC CV: $4 (можно найти от $1,5-2,0)
  • кусочек фольгированного текстолита, примерно 50*70 мм (половина ушла на ошибки и резерв): $0,3
  • провода 22AWG, около 1 м: $0,3
  • 2-3 набора коннекторов XH2.54-5P (считаю только 2-3, т.к. остальным разъёмам я точно найду применение): $0,3
  • маленький вольтметр: $1,8 (можно найти от $1,0)
  • кнопка включения вольтметра: $0,15
  • свёрла (убил парочку в процессе): $0,40
  • прочие расходные материалы: $0,30

Итого примерно $21. Переделка второго аккумулятора при тех же расценках обошлась бы примерно в $18. Итого около 40 долларов за комплект. Это почти цена новой, но самой дешёвой дрели-шуруповёрта с двумя литиевыми аккумуляторами. Я решил не делать вторую батарею, поэтому выгода у меня получилась неплохая.

Для более долгой жизни батареи и более быстрой и безопасной зарядки также потребуется зарядное устройство с балансировкой, это ещё как минимум 15 долларов, что снова возвращает к минимальной выгоде около 10 баксов, однако вряд ли вы получите функцию балансировки в дешевой аккумуляторной дрели из магазина. Мне подсказали, что и на дорогих профессиональных моделях эта функция также может отсутствовать, и мне неизвестно, есть ли на рынке такие модели вообще.

Мне балансировщик обошёлся в $6, но это исключение. Суммарно на доработку я затратил 21 + 6 = 27 долл. и получил инструмент, который прослужит мне еще пару-тройку лет, всегда готовый к работе. Без этой переделки нужно было заряжать аккумулятор пару-тройку часов, чтобы закрутить 10-20 саморезов, несерьёзно. Помимо этого, я наконец освоил ЛУТ, поработал с мощным компактным аккумулятором, и вообще получил +100 к опыту.

Наука не стоит на месте, в результате чего литий-полимерные аккумуляторы прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Одни 18650 элементы чего стоят – о них не знает только ленивый. Причем в хобби радиоуправляемых моделей произошел качественный скачок на новый уровень! Компактность, высокая токоотдача и малый вес дают широкое поле для совершенствования существующих систем питания на базе аккумуляторов.

Наука пошла еще дальше, но мы остановимся пока на Li Ion варианте (литий-ионные).
Итак, в магазине было приобретено зарядно-балансировочное устройство торговой марки Turnigy для зарядки 2S и 3S сборок литий-полимерных аккумуляторов (разновидность литий ионных, далее LiPo).






На мой радиоуправляемый пенолет (модель сделанная из пенопластовых потолочных плит) Цессна 150 устанавливается батарея 2S – цифра перед S обозначает количество последовательно соединенных элементов LiPo. Заряжать было чем и раньше, но в поле носить зарядное устройство можно и попроще и подешевле.

Для чего столько заморочек?
При заряде литиево-полимерных батарей необходимо соблюдать несколько правил: сила тока должна поддерживаться на уровне 0,5С…1С, а напряжение аккумулятора не должно превышать 4,1…4,2 В.
Если в сборке присутствует несколько последовательно соединенных элементов, то небольшие отклонения в одном из них со временем приводят к преждевременной порче аккумуляторов, если схема не сбалансирована. Этот эффект не наблюдается у аккумуляторов NiCd или NiMh.
Как правило, в сборке все элементы имеют близкую, но не одинаковую, емкость. Если два элемента с разными емкостями соединены последовательно, то элемент с меньшей емкостью заряжается быстрее, чем с большей. Поскольку процесс заряда происходит до тех пор, пока не зарядится элемент с самой большой емкостью, то аккумулятор с меньшей емкостью будет перезаряжен. Во время разряда, наоборот, элементы с меньшей емкостью разряжаются быстрее. Это приводит к тому, что после многих циклов заряда-разряда различие емкостей увеличивается, а из-за частого перезаряда элементы с самой малой емкостью быстро приходят в негодность.
Эту проблему легко можно устранить, если контролировать потенциал элементов и следить, чтобы все элементы в блоке имели абсолютно одинаковое напряжение.
Поэтому крайне желательно использовать не просто зарядное устройство а с функцией балансирования.

Комплектация: зарядное устройство + кабель питания с крокодилами для подключения к блоку питания 12-15 Вольт или аккумулятору 12 Вольт.
Зарядное устройство при зарядке потребляет не более 900 мА.
Два индикатора зеленый и красный – зеленый контроль питания, красный горит когда идет процесс зарядки-балансировки. По окончанию процесса или при извлечении балансировочного разъема красный светодиод гаснет.
Заряд происходит до напряжения 4.2 В на элемент. Замер напряжений производился на работе, на образцовом вольтметре. Напряжения по окончанию заряда на 1 и 2 элементе были равны 4.20 Вольт, на 3 элементе небольшой перезаряд 4.24 Вольта.

Расчлененка:


Схема отчасти классическая: повышающий преобразователь, далее 3 компаратора дающие сигнал на контроллер (затертая маркировка в стиле китайцев) А вот силовая часть схемы вызвала недоумение. Причиной лезть в потроха стала моя невнимательность. Я оборвал случайно балансировочные провода на аккумуляторе 3S (от шуруповерта) и при пайке перепутал местами выход 1 и 3 элемента, в результате при подключении к ЗУ (зарядное устройство) из последнего пошел дымок. Визуальный осмотр выявил неисправный транзистор N010X описания на который я не нашел, но нашел упоминание на аналог – это оказался Р канальный полевой транзистор




Остальные детали при проверке оказались исправные. Запасов Р канальных полевиков дома не оказалось, в местном магазине цены бешеные. Вот тут то и пригодился древний диалап модем Зуксель, в котором оказалась нужная мне деталь (с более лучшими характеристиками). Поскольку зрение и размеры детали не дали возможности установить все на место, пришлось извратиться и установить деталь на свободное место с обратной стороны.
Не понравилось в силовой части то, что в режиме 2S зарядник работает как и большинство аналогичных, а вот с 3м элементом не все так просто. Деталь сгорела не просто так, она выполняла функцию подачи напряжения на заряжаемый аккумулятор в целом. Функционально зарядка выполняется сразу всех трех элементов, по мере зарядки 1 и 2 элемента открываются транзисторы и шунтируют элементы через резисторы давая тем самым току идти в обход заряженных элементов. Полевой транзистор отсекает напряжение в целом, он же контролирует заряд 3го элемента. А если 3й элемент зарядился раньше 1 и 2 го, то питание идет через диод на зарядку оставшихся элементов. Во общем схема мутная, прихожу к выводу что элементарная экономия деталей.

Виновник приключений свалившихся на мою голову:


Шуруповерт Бош переделанный на литиевые аккумуляторы от ноутбука взамен умерших от кристаллизации NiCd. На данный момент зарядное устройство перешло в разряд штатного к переделанному шуруповерту. Польный цикл заряда (4Ач) происходит примерно за 6 часов, но я еще ни разу не разряжал батарею в ноль, поэтому необходимости в длительном заряде нет.

Заключение
Бюджетное зарядное устройство. В частном случае подошло как нельзя кстати. Шуруповерт счастлив.
Ток зарядки 800мА дает ограничение на минимальную емкость заряжаемых элементов. Внимательно смотрите описание к своей батарее, где указан максимальный ток заряда. Нарушение правил эксплуатации может привести к порче и возгоранию аккумуляторов.

Планирую купить +21 Добавить в избранное Обзор понравился +22 +46

Всех приветствую, кто заглянул на огонек. Речь в обзоре пойдет, как вы наверно уже догадались, о зарядно-балансировочном устройстве SkyRC e450, позволяющим заряжать в режиме балансировки током от 1А до 4А практически все типы аккумуляторных сборок (2S-4S) на основе лития (Li-Ion / Li-Pol / Li-Fe / Li HV) и никеля (NiCd / NiMH). Данный прибор представляет огромный интерес, в первую очередь, для людей, увлекающихся РУ техникой и имеющих большой парк различных модельных аккумуляторов. Несмотря на огромный функционал, для обычных пользователей есть пара нюансов, поэтому кому интересно, милости прошу под кат.

Общий вид зарядно-балансировочного устройства SkyRC e450:


Зарядник был куплен с учетом нафармленных поинтов всего за 20 доларов:


Краткие ТТХ:
- Производитель – SkyRC
- Модель – e450
- Корпус – пластик
- Напряжение питания – 100-240V
- Зарядный ток – 1А - 4А (шаг 1А)
- Ток балансировки – 300ma
- Типы поддерживаемых аккумуляторов:
- - - литиевые (Li-Ion / Li-Poi / Li-Fe / Li HV) – 2S-4S
- - - никелевые (NiCd / NiMH) - 6S-8S
- Размеры – 110мм*69мм*41мм
- Вес – 225гр

Комплектация:
- зарядное устройство SkyRC e450
- сетевой кабель с евровилкой длиной 1м
- выходной силовой провод с модельным разъемом XT60
- инструкция


Зарядное устройство SkyRC e450 поставляется в очень компактной цветной коробочке из плотного гофрокартона:


С торцов коробки указаны все основные спецификации:


Для подключения к большинству модельных Li-Pol аккумуляторов, в комплекте присутствует силовой провод с разъемом XT60 на конце:


Данного провода хватит большинству пользователей, ведь разъем XT60 один из самых надежных и его стараются применять в большинстве мощных РУ моделей. Хотелось бы видеть какой-нибудь универсальный провод с несколькими разъемами (EC, T-Plug, jST и Tamiya). Хотя с другой стороны, второй дополнительный провод с двумя обычными крокодилами, решил бы эту проблему, поскольку крокодилами можно подключиться практически ко всем разъемам напрямую. Если не ошибаюсь, у модели e430 силовой разъем вообще не распаян, поэтому придется докупать сам разъем.
Для подключения к питающей сети служит сетевой провод с евровилкой длиной около 1м:


В комплекте имеется краткое руководство по эксплуатации на английском языке:


Итого, комплектация хорошая, все доступно для работы «из коробки».

Габариты:

Зарядное устройство SkyRC e450 очень компактное. Его размеры всего 110мм*69мм*41мм. Вот сравнение с распространенными зарядниками для 1S-3S аккумуляторов SkyRC e3 и его клоном Imax B3:


Ну и по традиции, сравнение с тысячной банкнотой и коробком спичек:


Вес зарядника также небольшой – около 223гр:


Внешний вид:

Зарядное устройство SkyRC e450 выполнено в черном пластиковом корпусе с множеством вентиляционных отверстий, хотя при работе греется не очень сильно:


По сути, данная зарядка представляет собой несколько доработанную модель e430, в которой добавлена возможность заряда высоковольтовых литиевых аккумуляторов (HV 4,35V), а также аккумуляторов на основе никеля (NiCd/NiMH). К тому же, инженеры увеличили зарядный ток до 4А и несколько изменили управление. Можно сказать, что данный комбайн имеет просто фантастические возможности, кроме нескольких НО, о которых чуть позже.
Зарядное устройство не изобилует элементами управления. Для управления зарядом служит единственная прямоугольная кнопка, отвечающая за тип аккумуляторов, а также переключатель с выбором зарядного тока.
Основные разъемы расположены с переднего (питание) и правого (балансировка) торцов:


По умолчанию, сетевой разъем заклеен наклейкой с предупреждением:


С подключенным комплектным «хвостиком» выглядит следующим образом:


Разобрать устройство я не смог, поскольку на корпусе нет ни одного винта. Скорее всего, корпус просто склеен, как модель Е3.

Управление и индикация работы:

По управлению все просто:
1) сначала подключаем зарядное устройство к сети. При этом должны мигнуть одновременно все четыре индикатора сначала красным, а затем зеленым цветом. После этого останется активным лишь один индикатор зеленого цвета, означающий, что зарядное устройство готово к работе. По умолчанию зарядник настроен на заряд Li-Pol аккумуляторов (крайний левый индикатор)
2) затем выбираем тип батареи (LiPo/LiFe/LiHV/NiMH) с помощью единственной прямоугольной кнопки и желаемый зарядный ток (1A/2A/3A/4А) с помощью переключателя
3) далее подключаем балансировочный разъем в соответствующее гнездо. Левый разъем – для 2S, средний – для 3S, правый - для 4S сборок (двух/трех/четырехбаночные сборки аккумуляторов)
4) подключаем выходные силовые разъемы

В инструкции четкая последовательность не указана. Я специально попробовал поменять местами 3 и 4 этапы, т.е. сначала подключил силовые разъемы, а затем балансировочные - разницы нет никакой.
Теперь по поводу заряда аккумуляторов на основе никеля (NiCd/NiMH). В данной модели можно заряжать лишь сборки 6S-8S, т.е. сборки с 6-8 последовательно соединенными аккумуляторами. Менее 6S нельзя, т.е. минимум как раз 7,2V (6S). В этом режиме никакой балансировки нет, подключение идет к силовым разъемам. Для заряда таких сборок необходимо выбрать тип аккумуляторов «NiMH» и зажать кнопку на 2 секунды, после этого начнется заряд.

Индикация заряда:
- индикатор горит красным цветом – уровень заряда батареи менее 25%
- индикатор мигает красным цветом - уровень заряда батареи от 25% до 50%
- индикатор мигает желтым цветом - уровень заряда батареи от 50% до 75%
- индикатор мигает зеленым цветом - уровень заряда батареи от 75% до 99%
- индикатор горит зеленым цветом – батарея полностью заряжена

Конечное напряжение при заряде:
- Li-Pol / Li-Ion – 4,2V на каждую банку
- Li-Fe - 3,6V на каждую банку
- Li HV - 4,35V на каждую банку
- NiCd / NiMH – 1,5V на каждую банку

Тестирование ЗУ SkyRC e450:

Поскольку SkyRC e450 – зарядно-балансировочное устройство, то немного расскажу о балансировке. Она предназначена для выравнивания напряжения на ячейках/банках аккумуляторной сборки, соединенных последовательно две или более (2S-4S). Как известно, аккумуляторов с абсолютно одинаковыми параметрами не бывает, поэтому один разряжается чуть быстрее, другой – чуть медленнее остальных. Следовательно, и при заряде один зарядится чуть быстрее, другой – чуть медленнее. Хотелось бы отметить важную особенность данных моделей, а именно наличие правильной балансировки. Есть зарядные устройства на 4S без силовых разъемов, где применены четыре отдельных зарядных модуля и выведены в балансировочной колодке наружу. Это такие же зарядники, как SkyRC e3, Imax B3 и т.д., но на четыре (4S) банки. Они заряжают быстрее, но балансировка там несколько страдает, к тому же отсутствуют «мозги», из-за чего можно с легкостью спалить как сам зарядник, так и аккумуляторы.
Для тестирования соберем простенький стенд из холдера/держателя на три аккумулятора, трех вольтметров и одного ампервольтметра:


Если вставить аккумы, то можно заметить большую разбалансировку:


Подключаем стенд к заряднику, выставляем необходимые параметры (тип аккумуляторов – Li-Pol/Li-Ion, зарядный ток – 4А):


Индикация уровня заряда батареи (сборки) достаточно грубая, поэтому особо ориентироваться на нее не стоит. Нужно лишь запомнить, что горящий красный индикатор – очень низкий уровень заряда, мигающий красный – средний уровень, мигающий зеленый – более 75%, а горящий зеленый индикатор – полностью заряжен.
К сожалению, зарядное устройство чуть занижает зарядный ток:


В подтверждение замер токовыми клещами UNI-T UT204A, обзор на которые я делал ранее:


Для скептиков, показания были аналогичными, что и с True RMS мультиметром UNI-T UT61E.
Теперь непосредственно о процессе заряда:
Аккумуляторы на основе лития, ЗУ SkyRC e450 заряжает по алгоритму CC/CV, метод балансировки - CV phase, т.е. балансир не активен до тех пор, пока какая-либо банка (ячейка) не перейдет в режим CV. При достижении на какой-либо банке напряжения 4,16-4,17V балансир активируется и грубо говоря, временно отключает данную банку, перенаправляя энергию заряда на оставшиеся банки. Анализируя поведение данной модели, могу сказать следующее: как только нижняя банка достигла напряжения 4,16-4,17V балансир активировался, ее заряд прекратился, а вся энергия заряда распределялась между оставшимися двумя. Это видно по фото ниже:


Причем самое интересное то, что верхняя банка начала отдавать часть энергии для заряда средней и как только напряжение на этих двух банках выровнялось (3,94V), заряд всех банок продолжился:


Несмотря на одновременный заряд всех трех банок, нижняя банка получала гораздо меньше, чем остальные две, сказывалась заслуга балансировки:


Поскольку балансировочный ток всего около 300ma, то процесс выравнивания напряжения при сильном дисбалансе не слишком быстрый. При небольшом разбросе напряжения на банках, балансировка занимает около 10минут, не более.
По достижении напряжения около 4,17V на всех трех банках, пошел практически «равномерный» заряд для всех трех банок, балансир следил за тем, чтобы напряжение на них было практически одинаковым:


По достижении определенного значения (около 4,2V), заряд прекратился:


Хотелось бы видеть точное побаночное напряжение 4,2V, но 4,19V, в принципе, вписывается с большим запасом (заявлена погрешность 0,02V). Главное, что уровень напряжения на всех банках один и тот же, а небольшой недозаряд даже полезен для сохранения ресурса работы аккумулятора.

Особенности данной модели или то, что мне не очень нравится:

Несмотря на все плюсы, зарядное устройство имеет и некоторые особенности, отчего сфера применения зарядника несколько сужается, точнее даже смещается в сторону чистого РУ моделизма:
- нельзя снизить ток для аккумуляторов на основе никеля (NiCd/NiMH) менее 1А. Учитывая невысокую емкость аккумуляторов на основе никеля, а также отсутствие балансировки, зарядный ток 1А для них высоковат. В режиме заряда никеля, минимальной сборкой является 6S (шесть банок)
- нельзя снизить ток для аккумуляторов на основе лития. Для компактных РУ моделей с небольшими аккумуляторами (2S 500-750mah) ток заряда в 1А вреден и может привести к возгоранию
- нельзя заряжать одиночные аккумуляторы (1S). Хоть эта функция и не была заявлена, но я до последнего надеялся, что ее можно реализовать. Если бы разработчики добавили режим 1S – это был бы, наверно, самый функциональный комбайн. С другой стороны, он составил бы сильную конкуренцию другим, более дорогим моделям, поэтому разработчиков можно понять
- зарядное устройство не имеет режима «разряда» или «хранения». Модельные «липольки» не рекомендуется хранить полностью заряженными, поэтому по окончании сезона их лучше разрядить до определенного значения
- зарядное устройство не имеет дополнительного гнезда для питания от бортового аккумулятора автомобиля или автоприкуривателя, как более «продвинутые» собратья, поэтому о зарядке модельных аккумуляторов в полевых условиях можно забыть, либо приобретать отдельно автомобильный инвертор 12V -> 220V

Плюсы:
+ бренд, гарантия качества
+ высокие токи заряда с возможностью выбора
+ качественная балансировка (300ma, хорошая точность)
+ встроенный БП
+ провод с разъемом XT60 в комплекте
+ простота управления и использования

Минусы:
- зарядный ток несколько занижен (максимум 3,7А)
- цена

Вывод: вцелом, зарядное устройство оставило хорошие впечатления. Оно достаточно компактное, не требует внешнего питания, с «мозгами» и простым управлением, хорошими токами заряда и точной балансировкой. Но вот отсутствие режима заряда отдельных аккумуляторов (1S) и небольшого тока заряда (0,5А) – это небольшой минус, отчего данная модель будет интересна только моделистам с мощными аккумуляторами. В связи с этим, если сравнить данную модель с популярным iMax B6, то последний выигрывает по функционалу, но проигрывает по удобству, оснастке и управлению. Скажем так, ЗУ SkyRC e450 сделан для «домохозяев», которым нужно лишь зарядить модельный аккумулятор и идти проверять его в деле…
За отсутствие кисок благодарим некоторых товарищей…

Планирую купить +10 Добавить в избранное Обзор понравился +24 +35