Домой / Инструкции / Ламповые гитарные усилители с самым тяжелым звуком. Ламповый гитарный усилитель. Динамики - там, где колесо встречается с дорогой

Ламповые гитарные усилители с самым тяжелым звуком. Ламповый гитарный усилитель. Динамики - там, где колесо встречается с дорогой

Многим людям, а особенно музыкантам, знакомы такие словосочетания, как «тёплый ламповый звук», «ламповое звучание». Понятное дело, что таким звучанием обладают ламповые усилители. Давайте вместе разберёмся с ламповыми гитарными усилителями. Рассмотрим различных производителей и их модели, а также послушаем примеры. Те, кто не знаком с ламповыми усилителями, подробно освоят эту тему, а более опытные музыканты, надеюсь, найдут для себя интересную информацию.

Строение гитарных ламповых усилителей

Для начала напомню, что гитарный усилитель состоит из следующих частей: предусилитель (или преамп), усилитель мощности и кабинет (динамик для воспроизведения звука и его корпус). В классических гитарных комбоусилителях преамп и непосредственно усилитель собираются на лампах. Наиболее распространёнными лампами являются модель 12AX7.

Лампа 12AX7

А вот как выглядит гитарный комбоусилитель, собранный на лампах изнутри. Собственно невооружённым глазом можно увидеть четыре лампы. Этот экземпляр от компании Fender 1956 года выпуска.

Для интересующихся радиолюбительством приведу пример одной из схем лампового гитарного усилителя.

Схема гитарного усилителя Fender

Так как первыми усилителями для гитары были именно ламповые экземпляры, то их принято считать за эталон. Модели, произведённые в 50-х или 60-х годах двадцатого века, являются большим раритетом, а также очень ценятся серьезными музыкантами и если их продают, то за очень большие деньги. Вообще, наверное, каждый гитарист мечтает иметь у себя ламповый комбик. Современные аппараты именитых брендов также стараются делать наподобие старых, эталонных. Используют в конструкции лампы, но также применяют и современные технологии. В названии таких моделей чаще всего присутствуют названия их предшественников в дань памяти, а также для более успешного маркетинга.

Легендарные ламповые усилители для электрогитары

Одними из первых гитарные усилители начала выпускать компания Fender. Было это в конце 40-х годов двадцатого века. Все усилители того времени были именно ламповыми. Да и вообще электроника основывалась на лампах. Одним из легендарных комбиков фирмы Fender стала модель Bassman. Изначально этот усилитель создавался для бас гитар , но музыканты экспериментировали со звуком и оказалось, что Fender Bassman отлично подходит для электрогитары .

Fender Bassman

Также можно отметить такие фирмы, как Marshall и Vox, которые свой путь начали в середине двадцатого века. Их модели Marshall JTM45 и VOX AC30 по праву можно назвать легендарными.

Marshall JTM45

Усилитель Marshall JTM45 1966 года

Модель VOX AC30 была выпущена в 1959 году.

VOX AC30

Комбоусилитель VOX AC30 1964 года

Также можно привести пример легендарного усилителя Hiwatt DR103 на котором играл знаменитый Дэвид Гилмор из группы Pink Floyd.

Hiwatt DR103

Итак, примеры звучания разных производителей и моделей мы с вами услышали. Теперь необходимо перейти к перечислению плюсов и минусов, которые свойственны большинству гитарных ламповых усилителей.

Плюсы ламповых гитарных усилителей:

  • Динамика, ярко выраженная атака;
  • Объемность звука;
  • Громкость и чувствительность имеют широкий диапазон;
  • Красота перегруженного звучания.

Минусы ламповых гитарных усилителей:

  • Большие габариты и немалый вес;
  • Недолговечность ламп (необходимо довольно часто их менять);
  • Присутствует «микрофонный эффект»;
  • Своего непосредственно качественного звучания достигают на большой громкости;
  • Усилители греются, часто необходимо дополнительное охлаждение.

Кстати, как я уже упоминал выше, есть много современных ламповых комбоусилителей, которые представляют собой прекрасное сочетание новых технологий в электронике и конструктивной основы классических моделей на лампах.

Настоящий ламповый звук

Привет! Сегодня мы поговорим о важнейшей часть гитарного звука - о лампах в оконечном усилителе! Они очень сильно влияют на то, как звучит усилитель, а конкретно на такие параметры звучания, как тон, объёмность, мощность, качество перегруза. При выборе усилителя важно понимать чем отличаются те или иные лампы между собой им я надеюсь, что эта статья вам поможет лучше разобраться в этом вопросе. 4 основных типа ламп, которые используются в оконечнике гитарного усилителя, это 6L6, EL34 , 6V6, и EL84 . Есть также другие, например, KT66 или KT88, но если вы разберетесь в отличиях 4 основных типов, вам станет понятнее, чем отличаются другие лампы, не такие распространённые.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость - о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае - это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук - насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт - классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности - это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики - все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 - до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

На мой взгляд у лампы 6L6 очень мощный, артикулированный бас - и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом "искристые”. 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука - усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

Радиолампа 6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ.

Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

Радиолампа EL34

Радиолампу впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. Радиолампа EL34 - отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall .

EL34 Mullard совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более мягкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина - вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн - я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах - очень динамично. EL34 - отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

Радиолампа EL84

очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение у лампы EL84 - 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые:)

Электронная лампа EL84 - это основа звучания "Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самые популярные типы ламп . Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы - это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике - это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ - послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

Компания Новик была создана в 1992 г. с целью производства ламповых гитарных усилителей. Подробнее в разделе История.

NOVIK MK60/MK120 (RedBear MK60/MK120)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Первая модель, запущенная в серийное производство - NOVIK МК 60/120. Для корпорации Gibson этот усилитель выпускался под брендом RedBear. На задней панели RedBear указано, что он эксклюзивно сделан NOVIK для GIBSON. Особенно хотелось бы отметить, что Новик не просто производил, но и разработал этот усилитель от схемотехники до технологий.

Подробнее в разделе Ламповые усилители НОВИК.






Усилители NOVIK MK 60/120 - это одноканальные ламповые усилители, выполненные в отдельном корпусе (голова). Модели отличаются только количеством выходных ламп (2 -5881 или 4- 5881) и соответственно оконечным каскадом.

Предварительная часть (Preamp) выполнена на 3 лампах 6Н2П-ЕВ по классической схеме в духе старого Marshall master volume.

Выбранная идеология предварительного усилителя нравится большому количеству пользователей.

Однако предусилитель NOVIK МК имеет свои фирменные отличия. Оригинальное построение функции "презенс" - это решение было выполнено по просьбе основного заказчика - корпорации Gibson, позволило значительно поднять уровень отдачи усилителя на низких частотах. Строго говоря, это не просто "презенс", кардинально меняется вся частотная характеристика предварительного усилителя. Решение было выбрано специально для рынка США

Функция Boost реализуется одновременным включением дополнительных конденсаторов в цепи катодов первой лампы. Для этого есть кнопка управления на лицевой панеле и есть возможность дублирования её через выносную педаль. При этом активные элементы коммутации, такие как транзисторы и микросхемы не применяются.

В качестве потенциометров применялись отечественные сдвоенные модели СП3-33 (общая мощность получалась 1ватт) что положительно сказывалась на качестве звука и имели очень легкий ход. Если американскому пользователю это было привычно, то европейские хотели стандартный тяжелый ход. Для европейского рынка ставились потенциометры с тяжелым ходом, но менее мощные.

На динамику усилителя позитивно влиял блок мощности, выполненный с очень большим запасом.(в дальнейшем аналогичные силовые трансформаторы с успехом устанавливались в усилители мощности NOVIK 2Х120 ватт).

Novik одним из первых (если не первый в мире) применил открытый (прозрачный) дизайн усилителя с решётками вместо глухой передней и задней панели.

Кроме добротного звука усилители MK получили такое качество изготовления (предполагающее практически неограниченный ресурс работы), которое позволяло и до сих пор дает возможность конкурировать с лучшими образцами мирового гитарного усилителестроения.

Подтверждением этого являются постоянно приводящиеся тесты в США, где продолжает трудиться основное количество усилителей МК, МКЕ и МКХ.

NOVIK MKE60/MKE120 (RedBear MKE60/MKE120)

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Модель МКЕ60\120 - это практически тот же усилитель MK с добавленной 4 лампой в преампе, обеспечивающей работу петли с регулируемым по входу и выходу посылом и возвратом.








RedBear MKX 50

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 50 Вт

Габариты мм: 470x540x230

Динамик: Celestion Vintage 30

Первый серийный комбоусилитель от компании НОВИК - это REDBEAR MKX50 CAB COMBO.

Внешний довольно необычный дизайн полностью разработан компанией Gibson.

Усилитель, примененный в комбо, очень похож на MKE60. Отличие в том, что было немного уменьшено анодное напряжение (430В вместо 470 В) и соответственно уменьшена выходная мощность (50 ватт вместо 60 ватт). Однако, по просьбе инженеров Gibson, в нем реализовано схемное решение, которое до этого не встречалось нигде в других усилителях. Стандартный парафазный инвертирующий каскад не имеет прямого заземления.








Это решение позволило максимально совместить звучание комбо со звуком гитар Gibson (хотя приборные тесты усилителя при этом получились очень спорными). В дальнейшем Novik доработал эту модель, в результате чего появилась модель NOVIK MKX50+.

Установка переключателя режимов оконечного каскада позволила получить 2 разных звука:

1 - оригинальный звук REDBEAR CAB COMBO.

2 - классический звук NOVIK.

Если REDBEAR MKX 50 CAB COMBO изготавливался NOVIK эксклюзивно для Gibson, и продавался в основном в США, то NOVIK MKX 50+ продавался в последствии в Европе и в России.

NOVIK N602/N1202

Лампы оконечного каскада: 2х5881 / 4x5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 2+

Мощность Вт RMC: 60 Вт/100 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230







NOVIK 1202/602 -это первый серийный усилитель, который компания NOVIK начала продавать под своим брендом. Основным дистрибьютором стала крупная немецкая компания PELLERIN.

NOVIK 1202/602 получил классический усилитель мощности (аналогичный МКЕ120/60) и 3 канальный преамп (2+), в доводке которого принимали участие немецкие инженеры.

Преамп собран на 5 лампах 12AX7. Для коммутации каналов применялись очень качественные реле (ни каких транзисторных ключей и микросхем). Также применена переключаемая последовательно-параллельная петля с плавной регулировкой входа и выхода.

Усилитель получил хорошие отзывы в ведущих музыкальных немецких журналах.

Лампы оконечного каскада: 2х5881/4х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 2+

Мощность Вт RMC: 60Вт/120 Вт

Габариты мм: 500x700x230

Динамик: Celestion Vintage 30

В продолжение была разработана комбо версия NOVIK N1202C/N602C.

В N1202C устанавливались динамики 2х12" CELESTION VINTAGE 30.

В N602C устанавливались динамики 2х12" CELESTION G12L-35.

NOVIK MK25K/MK50K

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 50 Вт

Габариты мм: 470x540x230

Динамик: Celestion Vintage 30

B1996 NOVIK выпускает новый комбоусилитль. Это NOVIK MK50K/MK25K предназначенный для продаж в России.

Весь дизайн (внешний вид, конструкция шасси, схемотехника и т.д.) разработан исключительно компанией НОВИК.

Была реализована следующая задача-сделать мощный, но очень легкий и компактный комбик, при этом за разумные деньги.

Усилитель состоял из блока мощности, собранного на 2х 5881 (МК50К-50ватт) и 2х6V6 (МК25К-25ватт), и одноканального преампа 1++ собранного на 4х 6Н2П-ЕВ.

Означает 2 функциональных переключателя

1. Переключаемый буст (как в МК и МКЕ)

2. Фирменный (Новиковский) переключатель режимов оконечного каскада и презенса одновременно.

В МК25К устанавливался G12L-35 (вес 11 кг).

В МК50К устанавливался G12T-75 или VINT 30 (вес 13 кг).

Получился очень удачный по звуку и настройке усилитель, но очень неудобный в сервисном обслуживании, что во многом предопределило дальнейшую судьбу этой модели.

Лампы оконечного каскада: EL84/6V6 (6П14/6П1/ 6П6) (переключаемые)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1

Мощность Вт: RMC 7(5) Вт

Вес: 8 (10)Кг

Габариты мм: 330x310x180 (460x460x210)

Динамик: CelestionSuper8 (Celestion Vintage 30)





NOVIK MK 6

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (4x5881)(6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 (120)Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Новый усилитель Novik МК 6 – два варианта перегруженного звука, 4 лампы 12ах7 и 4 лампы EL 34. Novik МК 6 – рабочая машина для гитариста. Отлично дружит с любыми примочками. Звук четкий, сфокусированный, с мощной атакой и огромным количеством нюансов, прекрасно реагирующий на звукоизвлечение. За счет применения EL 34 низ стал более плотным и четким. Очень нравится тем, кто любит играть пальцами, но с серьезным перегрузом. При увеличении гейна звук не мылится, разборчивость остается прекрасной. Великолепно реагирует на работу ручкой громкости на гитаре, звук при этом получается от чистого, до зубодробительного драйва.

NOVIK MK 12

Лампы оконечного каскада: 2xEL 34 (4хEL 34)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 (120)Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Novik MK 12 - в комплектации с 4 лампами 12АХ7 и 4 лампами 5881 (6L6). По сути, это обновленный RedBear, отличается от своего старшего брата более «причесанным» звучанием, но не теряет ни в характере, ни в агрессивности, однако передает больше нюансов игры за счет большей динамики. В звуке прибавилось «тела», он стал «пожирнее», более тягучим, но при этом более структурированным. Атака стала гораздо более яркой, но не за счет верха, как обычно происходит, а за счет того, что поднялась динамика усилителя, и звук ударяет по всему спектру, а не только верхами. Специально для любителей риффов присутствует волшебная кнопка, при нажатии которой кардинально перестраивается работа драйвера выходного каскада и цепь обратной связи, что самым положительным образом сказывается не только на атаке и динамике, но и на демпфировании звука.

NOVIK Bass Tube

Лампы оконечного каскада: 4хKT88

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC:120 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Усилитель под названием Bass Amplifier, что однако не говорит о его предназначении только для баса, но подчеркивает идеологическое родство с усилителем Bassman. Комплектуется 4 лампами 12ах7 и 4 лампами КТ88. . Это усилитель, в котором реализована мечта многих гитаристов о прозрачном, мощном чистом звуке, который очень отзывчив на динамику игры, и при более жесткой атаке срывается в тягучий, сладостный перегруз. То, что в 60-70-х называлось «брейк-ап». На такого класса аппаратах получали звук под названием «woman tone», на такого класса аппаратах получал свой чумовой «чистый перегруз» Стиви-сами-знаете-кто. И не верьте, что такой звук можно нарулить на преампе, или спасет примочка системы «супер-сикрет-кастом-грелка-808». Тут важны лампы. Причем выходные, с большим током и большим запасом по току. У нас как раз такие – КТ-88. В усилителе два входа, каждый со своим потенциометром гейна. Один вход более «американский», другой более «британский». Но что-то роднит этот усилитель с «Красным Медведем», то-ли способность «рыкнуть», то-ли мощь и широта звучания. Хотя, может это просто медведица?

NOVIK 02

Мощность Max: 2x50W, 2x25W

Мощность RMS: 2x20W, 2x10W

Тип и количество выходных ламп на канал: 2x6V6+26Q5B

Режим работы: классА

Габариты мм: 500x230x170

Гитарный двухканальный усилитель мощности (класс А) Novik 02 Black Fire, (2хEL84 +2х 6V6) независимо переключаемые в каждом канале. Включенный в посыл (Send) 100 ватной головы, он использует его преамп, а на колонку включаются его два канала и это не стерео. Такое включение позволяет не только решить основную проблему мощного стека- слишком большую громкость. Необходимое качество и драйв получаются, как правило, на очень больших мощностях - а это далеко не везде возможно и уместно. Novik N02 позволяет добиться динамики, сопоставимой со 100 ваттным усилителем на гораздо меньших уровнях громкости. Но это далеко не все – на значительно меньших уровнях вы можете не только получить необходимый драйв, но и набрать большое количество разных вариантов звука. И это все на привычном для вас преампе. Вообще говоря, усилитель Novik N02, требует некоторого пересмотра взглядов на формирование гитарного звука. В Вашем распоряжении два канала, каждый со своим регулятором громкости, регулятором презенса и переключением выходной пары (либо четверки) ламп. Что со всем этим делать? Включать моно сигнал на два канала. Именно тут начинается самое интересное. В качестве примера, рассмотрим такой вариант:

Используя внешний предварительный усилитель (моно), в первом канале Novik N02, выберем лампу EL 84, появляется хрустящий верх, звук прозрачный, но не плотный. Хочется плотности. Во втором канале выбираем 6V6, появляется плотность, появляется низ. Прибрав презенс, усугубляем этот характер звука. После чего выставляем баланс двух характерных звуков, и в результате получаем звучание, недостижимое на обычных усилителях без существенной перепайки и перенастройки. Мало того, вариантов звучания огромное количество, настройка быстрая и интуитивная.

При этом вы получаете уникальную возможность отойти от маленьких разноцветных коробочек, которые мы все так любим, и пользоваться для нахождения Вашего звука возможностью комбинирования в разных пропорциях разных оконечных усилителей. Легко комбинируется динамика, возможность подгруза оконечного каскада и насыщения трансформатора каждого канала усилителя. Данный оконечник идеален для работы в студии и в клубах, причем особенно в тех, где к звуку относятся трепетно. Но не будет выглядеть бледно и на большой сцене, все-таки максимальные 50 Ватт – это серьезно.

Сколько людей столько и мнений, и ламповый звук в этом не исключение. Многие ценители музыки склоняются к мнению о том, что ламповая аппаратура воспроизводит звук лучше, чем её полупроводниковые аналоги. Эта статья не призвана внести какой либо ясности в подобные суждения, со своей стороны, я постараюсь воздержаться от «ярлыков» и оценок.

Важным «потребителем» ламповых усилительных приборов являются музыканты, по большей части гитаристы. Чем обоснована такая народная любовь однозначно сказать сложно, от себя могу лишь добавить, что все гитарные усилители, собранные мной, были ламповыми, и звучание ни единого из них меня не разочаровало. Сегодня хотелось бы рассказать о, пожалуй, самой простой конструкции лампового гитарного усилителя, которую только можно найти. Феерическими инновациями в схеме данная конструкция не фонтанирует, всё собрано, как говориться «по учебнику», ознакомимся:

Классическая связка триод-пентод, рекомендованные режимы ламп и минимум обвеса – характерные черты этого агрегата. При своей простоте, усилитель даёт 3 Ватта неискаженной мощности на частотах от 100 Гц до 12 КГц и с чувствительностью входа 130 мВ. Если Вы не ставите перед собой цель озвучивать концертный зал, а всего-то хотите порепетировать с друзьями дома – такой вариант может стать наиболее оптимальным решением. Схема проста, не содержит дефицитных деталей, практически не требует настройки и работает стабильно. При наличии у Вас опыта собирать радиоаппаратуру, сборка такого усилителя не займёт много времени.

Двигаясь слева направо, рассмотрим схему подробнее . Первым элементом в ней является резистор R4 – он необходим для создания смещения на сетке триода. Его практическая роль заключается в установке уровня чувствительности входа усилителя. Чем выше будет его номинал, тем выше будет и чувствительность. Наоборот, уменьшая его, вход усилителя становится менее чувствительным. Уменьшать и увеличивать его стоит на этапе настройки усилителя. Максимальное значение этого резистора обычно указывается в характеристиках лампы. Для лампы 6Н1П, которая использована в нашем случае, это значение составляет 1 М (мегаом). Следующий элемент – сама лампа триод, на которой собран предварительный каскад. Вместо указанной лампы можно использовать подобные ей триоды: 6Н3П, 6Н2П, 6Н23П. Обвес предварительного каскада составляют резисторы R2, R3 и конденсатор C2. Резистор R3 стоит в катоде лампы, чем задаёт ей режим работы. Его величина выбирается зависимо от желаемых показаний напряжения на аноде и основываясь на характеристиках лампы. Мощность резистора может быть небольшой, в нашем случае достаточно будет и полуваттного. Данный резистор шунтируется конденсатором C2. Ёмкость этого конденсатора желательна максимальная – это позволит побороть часть фона, лампа будет работать стабильнее, а это, в свою очередь, влияет и на конечный результат – звук. Поскольку напряжение в цепях катода обычно маленькое, рабочее напряжение конденсатора может не превышать 10 Вольт. В приведённой схеме напряжение на катоде составляет не более 1.3 - 2 Вольт. Последним, но не по значимости, элементом предварительного каскада является резистор в цепи анода. Его номинал определяется так же как и резистора R3. Мощность может не превышать 0.5 – 1 Ватта. Нормальным показанием напряжения на аноде лампы данной схемы будет 90 – 100 Вольт.

Предварительный каскад необходим для того, что бы «раскачать» оконечный, чувствительность которого очень мала. Связующим звеном между этими двумя каскадами является переходной конденсатор С1 и переменный резистор R1. Рабочее напряжение конденсатора должно быть не менее 300 Вольт, это зависит от того, какое напряжение будет на аноде триода. Что касается номинала этого конденсатора – не всё так просто, как, примером, в цепях катода. Через этот конденсатор фактически звук переходит в следующий каскад усиления, а это значит, что качество конденсатора непосредственно влияет на качество звука. Важно помнить, что чем больше его ёмкость, тем лучше он будет пропускать низкие частоты, и наоборот, чем ёмкость будет меньше, тем лучше будут проходить высокие частоты. Переходной конденсатор влияет на весь окрас звука и тембр всего усилителя, и найти своё звучание можно опытным путём: попробуйте конденсаторы разной ёмкости и остановитесь на наиболее понравившемся Вам варианте. Резистор R1 служит для регулировки громкости. Его номинал может колебаться в пределах от 100к до 1М. Характеристика желательна логарифмическая или прямая. Самой большой проблемой будет треск. Порядка 90 % всех переменных резисторов трещат во время их вращения и этим самым значительно портят общую картину. Всё тем же опытным путём было выяснено, что наиболее качественными в этом плане являются переменные резисторы фирмы ALPHA, по возможности старайтесь найти именно их.

Оконечный каскад реализован на лампе 6П14П. Схема её включения также типична и основывается на характеристиках этого пентода. Единственный обвес этой лампы – это цепь катода. Как и в триоде, тут стоит резистор R5, который зашунтирован электролитическим конденсатором C3. Мощность резистора в этом случае необходима больше, чем в триоде, и в моём варианте составляет 2 Ватта. Номинал не далёк от рекомендуемых 120 Ом. Конденсатор в этой цепи может быть меньшей ёмкости сравнительно с триодом.

Одним из основных элементов любого лампового усилителя является выходной трансформатор. В этой схеме был использован советский выходной звуковой трансформатор ТВЗ-1-1. Он рассчитан на нагрузку 8 Ом и вполне приемлем для мощности 3-4 Ватт. Также можно использовать трансформаторы ТВЗ-1-9 (для нагрузки 4 Ома). В качестве эксперимента или в случае, если не удастся добыть звуковой трансформатор, можно попробовать использовать для этих целей трансформаторы типа ТВК, но следует помнить, что частотная характеристика и уровень искажений в этом случае могут значительно уступать специализированным трансформаторам.

Настройка и отладка собранной схемы заключается в подборе номиналов деталей, которые задают режимы лампам. Также сюда относим подбор переходного конденсатора. При включении и после полного прогревания ламп усилитель работает сразу. Все напряжения лучше мерить когда усилитель хорошо прогреется, минут через 15-20 после включения и работы.

Советы по сборке усилителя . Собирая ламповый усилитель, даже такой простой как этот, стоит помнить, что одна из их главных проблем – фон. Фон может возникать по многим причинам. Для того, что бы не сидеть часами и не искать где же в полезный сигнал пролазит всякая гадость, можно воспользоваться таким приёмом как сборка с конца. Смысл заключается в том, что усилитель собирают не с начала (предварительного каскада) а с конца (оконечного). То есть первым делом собираем пентодную часть: подключаем выходной трансформатор, питание цепь катода и включаем. Если в динамике \ колонках слышен несильный фон \ треск – каскад работает. При касании пальцем либо же отвёрткой вывода первой сетки должен быть характерный звук. Если реакции не происходит – что то не так, следует проверить монтаж и распайку элементов, работоспособность лампы либо выходного трансформатора с динамиком, померить напряжения и проверить режимы. Когда оконечный каскад собран, можно двигаться дальше и собирать предварительный. Методика всё та же: собираем, включаем и слушаем. Такая последовательность сборки позволяет определить в каком из каскадов появляется фон, а это значит, что и бороться с ним знаем где. Важно помнить о мерах безопасности – будьте осторожны, работая с высоким напряжением.

Реализовать такой усилитель можно на различных типах шасси – в этом плане Ваша фантазия – Ваш лучший помощник. Важно помнить, что перед тем как сверлить дырки следует тщательно продумать компоновку всех элементов снаружи и внутри шасси. Мой вариант усилителя реализован на куске алюминиевого оцинкованного профиля размерами 250мм (длина) на 75мм (ширина) и на 40мм (высота). Такой материал для шасси был выбран потому, что он хорошо проводит электрический ток и заземление можно провести прямо по шасси, а также к нему легко паять. Выглядит это следующим образом:

Блок питания смещён влево. Он состоит из силового трансформатора ТАН-19 и дросселя, затем идёт лампа выходного каскада, лампа предварительного и выходной трансформатор. Лампу предварительного каскада желательно ставить дальше от силового трансформатора, поскольку она более чувствительна к фону от переменного напряжения. Для уменьшения фона можно её также поместить в экран. Следует разносить подальше между собой также силовой и выходной трансформаторы.

Все провода, по которым идёт переменный ток лучше свивать между собой косичкой по 2 – это уменьшает фон и не дает проводам болтаться. Провода должны быть максимально короткими, но не на столько что бы мешать монтажу и настройке.

Одним из минусов такого шасси является то, что оно достаточно хлипкое в силу своей тонкости. Также существенно портит общую картину то, что необходимо чем-то закрывать боковины шасси. Что бы не царапать поверхность, на которой стоит усилитель, были использованы изоляционные трубки. Внутри монтаж осуществлён так:

Все элементы, которые одним концом сидят на заземлении, припаяны прямо к шасси. В общем вся конструкция усилителя разрабатывалась с точки зрения необходимого минимума и практичности, что позволило собрать её за полвечера.

P.S. Конструкция усилителя оказалась на столько практичной, что было решено оформить прибор в полноценный корпус. В схему изменений не вносилось, но в своей реинкарнации для шасси был использован двухсторонний стеклотекстолит, а корпус выполнен из дубовых ступенек, предварительно пропитанных морилкой и вскрытых лаком.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
V1 Радиолампа 6Н1П 1 В блокнот
V2 Радиолампа 6П14П 1 6Н3П, 6Н2П, 6Н23П В блокнот
C1 Конденсатор 10 нФ 1 В блокнот
C2 4700 мкФ, 10 В 1 В блокнот
C3 Электролитический конденсатор 330 мкФ, 10 В 1 В блокнот
R1 Переменный резистор 500 кОм 1 В блокнот
R2 Резистор

110 кОм

1 1 Вт

Несмотря на обилие альтернативных вариантов, усилительный гитарный стэк и по сей день остается культовым оборудованием и обеспечивает наиболее гибкое управление звучанием.

1. Введение

Предлагаем вашему вниманию обзор, посвященный выбору гитарного усилителя или, говоря более привычным для гитаристов языком, "головы".

Несмотря на то, что комбо-усилители во многих отношениях удобнее "голов", несмотря на то, что современные цифровые технологии иногда предлагают очень привлекательные альтернативные варианты, все равно стэк, то есть комбинация отдельного усилителя и спикерного кабинета, остается наиболее распространенным выбором среди профессиональных исполнителей. Хотя на рынке гитарного оборудования можно найти и транзисторные усилители, все равно вот уже более 50 лет в данной области балом правят ламповые технологии.

2. История вопроса

Гитарное усиление развивалось параллельно с развитием собственно электрогитары. Потребность в усилении возникла в то время, когда в начале XX столетия наметилась тенденция расширения танцевальных и других коллективов за счет инструменталистов, в результате чего общая громкость вырастала. Хотя гитара, в то время еще чисто акустический инструмент, входила в ритм-секцию таких ансамблей на постоянной основе, ее звучание терялось на фоне ударных и медных духовых. Даже один саксофон или труба звучит существенно громче акустической гитары, поэтому нет ничего удивительного в том, что в составе команды, включавшей в себя пять или шесть духовых инструментов, гитара могла играть только ритм-партии, да и те на пределе слышимости.

С современной точки зрения исключительно удачным оказался тот факт, что гитарное усиление начало развиваться еще до того, как были созданы технологии действительно качественного усиления. Изначально целью конструкторов было усилить звук акустической гитары, не меняя при этом ее тембр. Однако к счастью для нас радиодетали, доступные в тридцатых-сороковых годах, попросту не могли справиться с подобной задачей. Ранние записи электрогитары, когда этот инструмент еще не ушел от акустической гитары так далеко, как рок-гитара последующих десятилетий, обладают характерным "гудящим" звуком. Подобный звук возникал в результате многочисленных мелких искажений, компрессии и очень узкой полосы пропускания частот. Таким образом, как видите, все предпосылки к появлению современного звука рок-гитары уже существовали!

К середине 60-х годов электрогитара была уже широко распространенным инструментом, играющим главную роль в поп-музыке по обе стороны Атлантики. Однако технологии гитарного усиления все еще были весьма несовершенными, и гитаристы популярных групп того времени, для того чтобы "пробить" толпы истерически визжащих тинейджеров, были вынуждены выкручивать громкость своих достаточно хиленьких усилителей на максимум...


По мере увеличения нагрузки любая аналоговая звуковая цепь рано или поздно начнет "обрастать" искажениями. В терминах хай-файного звука подобное поведение совершенно недопустимо - и качество усилителей, предназначенных для воспроизведения музыки, очень часто характеризуют именно с помощью того, насколько низкими будут искажения на максимальной громкости. Однако в 60-х годах гитаристы были вынуждены увеличивать громкость усилителей, которым было очень далеко до хай-файных. И в один прекрасный момент вдруг поняли, что полученный перегруженный звук, на самом деле, не так уж и плохо, если не наоборот.

В то время основной элементной базой для электронных приборов были вакуумные лампы, которые впоследствии были заменены транзисторами. Транзисторы превосходили лампы по всем параметрам - они были намного меньше, дешевле и надежнее. В дальнейшем появились привычные всем нам микросхемы, которые, по сути, представляют собой наборы из тысяч и даже миллионов микротранзисторов. Однако гитаристы открыли для себя перегруженный звук еще в ламповую эпоху, и оказалось, что по одному параметру лампы существенно превосходят транзисторы - их перегруженный звук существенно музыкальнее и приятнее на слух. Так и получилось, что лампы до сих пор применяются в гитарных усилителях. Хотя производители с удовольствием бы перешли на чисто транзисторные технологии, гитаристы продолжали утверждать, что при перегрузке транзисторы звучат не так хорошо, как лампы. Если на сегодняшний день и существуют транзисторные усилители с хорошим звуком, то это только благодаря многолетним исследованиям, посвященным вопросу - почему лампы звучат музыкальнее и как можно приблизить звучание транзисторного усилителя к звучанию лампового.

Поскольку изначально перегруз представлял собой, по сути, естественный "дефект" звучания усилителя, получить эффект дисторшна можно было только путем включения усилителя на максимальной громкости. Вплоть до конца 60-х годов гитарные усилители оборудовались только одной ручкой громкости, которая "вела" звуковой сигнал на всех стадиях усиления. Другими словами, вы могли получить или чистый и тихий звук, или перегруженный и громкий. С ростом популярности перегруженного звука это превратилось в серьезную проблему - многим исполнителям хотелось играть с дисторшном на относительно небольшой громкости, например, в клубах, дома, на репетициях и при этом не подвергать риску оглохнуть как самих себя, так и спящих в соседних домах. В результате было предложено два разных технических решения: педаль дисторшна и мастер-регулятор громкости.

В основу педали легла идея произвести искажение звука до его поступления в усилитель. Поскольку ранние модели педалей использовали только транзисторы, они не могли в точности воспроизвести звук лампового дисторшна. Однако их подключали к ламповым усилителям, что позволяло существенно облагородить звучание. Многие классические записи той эпохи были сделаны на педалях дисторшна, которые сами по себе (т. е. без подключения к усилителю) звучали не намного музыкальнее осы, застрявшей в банке с вареньем.

Мастер-регулятор громкости, впервые предложенный специалистами фирмы l, оказался более полезной находкой. Идея заключалась в том, что перегруз производится на стадии предварительного усиления (то есть сам тембр формируется в предусилителе), а мастер-регулятор громкости управляет уровнем оконечного усилителя (который "раскачивает" сигнал перед тем, как подать его на вход динамика). Сегодня практически все гитарные усилители используют именно такой вид конструкции, и поэтому всегда содержат как минимум два регулятора - GAIN (который одновременно управляет и глубиной дисторшна, и громкостью) и VOLUME (который отвечает только за финальную громкость).

3. Транзисторы против ламп: как дела сегодня?


Еще одна заслуживающая упоминания современная тенденция - так называемые "гибридные" варианты конструкции. Как следует из говорящих названий типа "Valvestate", "Transtube" и т. д., они используют одновременно ламповые и транзисторные технологии. Обычно в составе гибридного прибора ламповый предусилитель объединяется с транзисторным оконечным усилителем, то есть сначала лампа формирует уникальное "ламповое" звучание, которое затем максимально нейтрально, с минимумом искажений "раскачивается" на транзисторном "оконечнике". Многие гибридные усилители содержат всего лишь одну лампу, из-за чего некоторые музыканты считают их недостойными внимания "макетами", хотя на самом деле это не вполне справедливо.


Как правило, транзисторные усилители доминируют в недорогом ценовом сегменте рынка или же предлагают существенно большую мощность и функционал за те же деньги. Хотя ламповые усилители стоят ощутимо дороже, они и сейчас считаются безальтернативным выбором для исполнителей, которым качество звучания важнее потраченных на его достижение денег. Эти музыканты совершенно справедливо указывают на несколько существенных недостатков гибридных конструкций.

Первый "слабый" момент заключается в том, что классический роковый дисторшн создается не только на стадии предусиления. Исключительно важны также искажения оконечного усилителя, а также искажения, вносимые динамиком. И это на самом деле так - звук раскачанного на полную громкость стэка Marshall, в особенности если усилитель относится к эпохе до появления ручки мастер-громкости, формируется "на корпусе", то есть звучит вся конструкция в целом.

Второй момент - из-за физических особенностей конструкции лампы "откликаются" на изменения уровня входного сигнала в тысячи раз быстрее транзисторов, кроме того, ламповые схемы обычно проще транзисторных, за счет чего длина тракта сигнала существенно уменьшается. Говоря нормальным человеческим языком, ламповые усилители намного "отзывчивее" транзисторных. По описанным выше причинам транзисторные и цифровые модели усилителей в топовом сегменте никаким образом не могут конкурировать с ламповыми моделями.

4. Основы лампового усиления

Схемы усиления часто описывают в терминах так называемой "топологии", то есть раскладки соединения радиодеталей между собой, что играет весьма существенную роль в формировании звука. Большинство классических гитарных усилителей собрано по так называемой схеме "Class A", которая отличается широким динамическим диапазоном, пробивным звучанием и красивым "сливочным" перегрузом. Ранние усилители класса А, не оборудованные регулятором мастер-громкости, могут создавать эффект дисторшна только на максимальной громкости, поэтому одним из главных недостатков подобной схемы считается относительно короткий срок службы ламп вследствие повышенного износа. Такие усилители требуют очень частого технического обслуживания.

Усилители класса B изнашиваются не так быстро и обладают более чистым звучанием по всей цепи прохождения сигнала, поэтому считаются более универсальными.

Ламповые усилители , которые многие считают одними из самых лучших на сегодняшний день, обычно комбинируют схемы классов A и B. Часто в усилителе присутствует даже переключатель, позволяющий выбирать нужную схему усиления.


Помимо топологии, часто для описания звучания усилителей используют такие характеристики, как "британский" или "американский" звук. Разница относится прежде всего к перегруженному звуку, и описать ее на словах практически невозможно. "Британский" звук - это классический звук рок-музыки 70-х годов (Led Zeppelin, Deep Purple, Free, Thin Lizzy и т.д.), в то время как "американский" можно услышать у таких групп, как Green Day.

Современные головы и комбики обычно обладают одинаковым набором функций. Подавляющее большинство имеет два отдельных канала с независимыми предусилителями, оптимизированными для воспроизведения чистого и перегруженного звука соответственно. Обычно переключение каналов осуществляется с помощью ножного переключателя (футсвитча). Некоторые производители, например, Mesa-Boogie, иногда добавляют третий канал "Crunch" для исполнения перегруженных ритм-партий.

Большинство усилителей оборудуется петлёй эффектов для подключения внешних педалей, таких как хорус, задержка, фазер и т. д. Обычно петля эффектов находится между предусилителем и оконечным усилителем, хотя некоторые усилители позволяют работать с точкой разрыва более разнообразно, например, назначать петлю эффектов только на один из доступных каналов. Петля эффектов в особенности важна, если вы предпочитаете использовать собственный перегруз усилителя, а не отдельную педаль дисторшна, но при этом хотите добавить модуляционные эффекты, такие как хорус или флэнжер. Подобные эффекты обязательно должны подключаться после перегруза - хорус, расположенный до перегруза, звучит просто кошмарно! Остальные эффекты, такие как задержка или вау, могут подключаться по усмотрению исполнителя.

Мощность усилителя дает только приблизительное (и очень грубое) представление о его максимальной громкости, поскольку громкость зависит от схемы, сопротивления и чувствительности динамика/динамиков. Как правило, большинство "громких" усилителей обладает мощностью 50 - 60 ватт, 100-ваттные головы обычно применяются для более комфортной "прокачки" кабинетов с четырьмя или восемью динамиками.

Последнее замечание - спикерный кабинет подключается к усилителю кабелем с разъемом "джек". Несмотря на то, что внешне спикерный кабель может выглядеть точно так же, как сигнальный, ни в коем случае не вздумайте их перепутать! Инструментальный (сигнальный) кабель использует коаксиальный провод - центральный проводник с экранной оплеткой, защищающей от помех. Тонкий провод означает высокое сопротивление, и в результате при подключении такого кабеля между усилителем и кабинетом в лучшем случае звук будет безнадежно испорчен, а в худшем - усилитель может перегреться и даже воспламениться! Спикерный кабель двухпроводной, у него нет экрана - если вы случайно подключите этим кабелем гитару, ничего страшного не произойдет, но вот звук будет просто ужасным.

5. Стэк или комбик?

Со времен 50-х годов существует два типа усилительного сетапа - отдельный усилитель ("голова") плюс спикерный кабинет, то есть так называемый "стэк", и комбинированный усилитель (комбо, комбик) со встроенным динамиком/динамиками.


Большинство производителей выпускает как комбо, так и стэки, иногда даже используя одни и те же элементы дизайна. Основная причина разделения усилителя и кабинета - чисто практическая, поскольку гитарные усилители обычно весьма и весьма тяжелые. В конструкции гитарного кабинета обычно используются десяти- или двенадцатидюймовые динамики, и кабинет 2х12" (т. е. два динамика по 12 дюймов диаметром каждый) - это предел для комбо-усилителя. В то же время стэки могут содержать один или более кабинетов 4х12". Вспомните Джимми Пейджа или Эдди Ван Халена на сцене - и сразу же вспомните огромный стэк Marshall с двумя кабинетами 4х12". Все возрастающие уровни громкости на концертах в 70-х и 80-х в итоге привели к распространению настоящих гитарных "стен" на сцене, хотя (открою секрет) на самом деле из всей "стены" часто только один кабинет реально подзвучен микрофоном и выведен в порталы, остальные - чистая бутафория!


Между стэком и комбиком также есть небольшая разница в звуке и "ощущении". Дело не в меньшей громкости (некоторые комбо звучат очень даже громко даже для больших концертов), а в ощущении большей "монолитности", цельности, особенно в низкочастотном диапазоне. Подобный эффект возникает благодаря синхронному движению четырех и более динамиков и возникающей при этом звуковой волне.

Другое преимущество стэка - это тот факт, что часть динамиков находится на уровне ушей музыканта. Если комбик на сцене повернут в сторону зрителей, иногда гитаристу становится трудно услышать собственное звучание. В особенности это заметно при работе на небольших сценах, когда тарелки ударной установки могут оказаться ближе к уху гитариста, чем стоящий на полу невысокий комбик! Подобная ситуация часто приводит к тому, что гитаристы без необходимости устанавливают на своем усилителе слишком высокую громкость. Для улучшения ситуации можно поставить комбик на угловую стойку, но для больших комбиков такое решение является небезопасным.

Наконец, стэковый сет гораздо более гибок просто потому, что при смене кабинета вы получаете другое звучание. На звук оказывает влияние большое количество факторов, включая собственно модель динамиков, конструкцию кабинета (открытый или закрытый) и т.д.

Если перечисленные преимущества стэка не произвели на вас должного впечатления, ознакомьтесь с информацией обзора, посвященного выбору комбиков.

6. Типы кабинетов

Как мы только что сказали, выбор кабинета влияет на звук ничуть не меньше, чем выбор самого усилителя. Главные факторы здесь - это конструкция кабинета, а также конфигурация и тип динамиков. Однако есть и другие важные параметры, влияющие на звук. Это и порода дерева, и внутренняя конструкция корпуса, и даже материал фронтальной сетки.

Большинство кабинетов использует несколько двенадцатидюймовых динамиков. Классический гитарный стэк содержит один или два кабинета 4x12" - второй кабинет обычно подключается на более серьезных концертах. Кабинеты 4x12" доступны, как правило, в двух вариантах - с прямым или скошенным корпусом, у последнего верхние динамики направлены вперед и немного вверх. Стандартно скошенный кабинет устанавливается сверху стека для получения большего угла раскрытия звука.


Кабинеты 1x12" и 2x12" также весьма популярны - их можно использовать в случае, если нужно имитировать звучание комбика, и они лучше подходят для выступлений небольшого формата.

7. Заключение

Хотя существуют и другие варианты, стэк по сей день остается наиболее популярным среди рок-музыкантов и максимально гибким комплектом для гитарного усиления. Доступное разнообразие усилителей и кабинетов на сегодняшний день просто потрясает воображение, и приобретение настоящего стэка сейчас уже не пробьет огромную брешь в вашем бюджете.

Стоит отметить, что ламповые усилители требуют к себе повышенного внимания в сравнении с транзисторными. В большинстве из них предусмотрен так называемый пассивный режим (Standby), и, в отличие от бесполезных энергосберегающих функций бытовой электроники, этот режим исключительно важен. Ламповые усилители всегда нужно включать именно в пассивном режиме и только спустя 30 секунд переключаться в активный режим, поскольку до момента подачи звукового сигнала лампы обязательно должны прогреться. При отключении данную процедуру повторяют в обратном порядке.

Большинство современных электронных приборов не требует особого ухода, они работают, пока не сломаются. Однако с ламповыми усилителями так себя вести не получится - даже если усилитель работает нормально, ему требуется техническое обслуживание, хотя бы раз в год. Это делается для сохранения звучания, а также во избежание неожиданного выхода ламп из строя. В некоторых конструкциях усилителей выход лампы из строя может привести к повреждению и других компонент схемы, таких как выходной трансформатор или динамик.

Благодарим за время, потраченное на чтение нашего обзора и надеемся, что теперь вы гораздо лучше подготовлены к непростой процедуре выбора своего нового гитарного усилителя!