Домой / Разное / Особенности техники обрывной аппликации. Конспект нод по обрывной аппликации в средней группе «Живые облака» план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему Аппликация волшебные облака в старшей группе

Особенности техники обрывной аппликации. Конспект нод по обрывной аппликации в средней группе «Живые облака» план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему Аппликация волшебные облака в старшей группе

Валентина Дмитриевна Шмидт
Занятие по изобразительной деятельности в средней группе. Обрывная аппликация «Живые облака»

ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

ТЕМА АППЛИКАЦИЯ ОБРЫВНАЯ . «ЖИВЫЕ ОБЛАКА » .

ЦЕЛЬ :РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕБЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЖИЗНЬ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ; РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ И МНОГООБРАЗИЯ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ.

ЗАДАЧИ. УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЖАТЬ ОБЛАКА , ПО ФОРМЕ ПОХОЖИЕ НА ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЛИ ЯВЛЕНИЯ. ПРОДОЛЖАТЬ ОСВОЕНИЕ ОБРЫВНОЙ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ . РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. КООРДИНИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ И РУК. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ ПРИРОДЫ, ЧУСТВО ЮМОРА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЛАКАМИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК И ЭКСКУРСИЙ. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖИ ОБЛАКА

БЕСЕДА. Бегут по небу разные зверюшки :

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Загадка. Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака .)

Предложить детям посмотреть на небо, что вы видите? Какие сегодня облака ? На что похожи сегодняшние облака ?

Вытканы из кружев

Птицы_облака .

Может, это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность . Найти облако , похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака , похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые .

Пальчиковая гимнастика «Высоко в небе» . «Облака » .

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги синего или ярко-голубого цвета для фона, листы бумаги белого цвета для изображения облаков , клей, кисточки, салфетки бумажные. Репродукции картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, И. Шишкина. Фотографии, художественные открытки, календари, журнальные иллюстрации с изображением облаков . Плакат «Небо»

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям облака на репродукциях картин пейзажистов (И. К. Айвазовского, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, журнальных иллюстрациях, плакатах, фотографиях и проводит, но содержательную беседу о небе и облаках . Уточняет представление о том, что именно облака переносят воду ; в тёплое время года- в виде дождя, а в холодное время- в виде снега или града. Расказывает, что облака имеют разные очертания. Учёные различают такие виды, как кучевые, перистые и слоистые облака . Кучевые похожи на кучи ваты, перистые- на пёрышки, а слоистые- на кондитерские изделия из слоёного теста. Художники и поэты любят сравнивать облака с разными животными , растениями, зданиями, сказочными существами (Воспитатель обращается к опыту детей, полученному во время наблюдений за облаками ). Каждое облако неповторимо по своим очертаниям, к тому же облака всё время меняются , могут даже совсем «растаять» . И ещё интересная особенность- если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному : один вспомнит верблюда, второй-горы, третий-лес.

Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение В. Шипуновой «Облако поймали » .

Воспитатель берёт лист бумаги белого цвета, быстро обрывает его в форме облака ,

На этом и нескольких последующих занятиях мы будем учить ребенка работать с рваной бумагой.

Нам понадобятся:

Клейстер из муки или крахмала, клеящий карандаш, клей ПВА.

Разноцветная бумага различной степени плотности. Лучше использовать дву-стороннюю цветную бумагу, чтобы малыши не путали, с ка-кой стороны фигуры следует наносить клей.

Плотная белая бумага, цветной картон.

Поролоновые губки, кисточки, салфетки, клеенка и др.

Игрушки (для обыгрывания сюжета).

Приёмы аппликации:

Разрывание бумаги.

Обрывание бумаги - отрывание кусочков бумаги по контуру, чтобы получить фигурку с неровными краями.

Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к кар-тону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Материал: Тонкая бумага белого цвета; кар-тон формата А4 голубого или синего цвета; клейстер из муки или крахмала.

Приемы аппликации. Разрывание бумаги на кусочки; намазы-вание клея при помощи пальцев; наклеивание.

Ход занятия

- Давай посмотрим с тобой в окошечко на небо. Посмотри на небо, какого оно цвета?

- Правильно, голубого.

- А по небу плывут облака. Какого цвета облака?

- Правильно облака белого цвета.

- Давай посмотрим на облака и подумаем, какие они, как про них можно сказать.

- Облака пушистые, большие и маленькие, воздушные. Они все разной формы.

- Давай и мы с тобой сделаем облака из бумаги.

Облака,

Облака -

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые,

Дырявые,

Лёгкие,

Воздушные -

Ветерку послушные...

На полянке я лежу,

Из травы на вас гляжу… (С. Михалков)

Солнце светит в небе синем,

А на небе облака,

Как подушки и перины -

Мягко там наверняка!

Я мечтаю - если мне бы

Разогнаться и взлететь

Прямо к ним - туда, на небо -

Смог бы землю рассмотреть!

Города, моря и страны,

Как на глобусе моем!..

Что сидишь? - Спросила мама, -

Мы с тобой гулять идем.

Солнце яркое в окошке -

Уплывают облака.

Я машу им вслед ладошкой -

До свидания! Пока!.. (О. Емельянова)

Можно загадать загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Дайте ребёнку лист белой бумаги и предложите сделать облака. Покажите, как нужно держать бумагу большими и указательными пальцами (можно помогать и средними паль-цами), как аккуратными движениями разрывать ее в нужном направлении, чтобы получить кусочки необходимой формы и размера. Если у малыша не получается - помогите ему. Облачко может быть одно, а если малышу понравится, может быть и много.

Когда облака будут готовы, дайте ребёнку картон синего или голубого цвета, объясните, что это будет небо. А по небу плывут облака.

Покажите ребёнку, как следует наносить клей на получив-шиеся кусочки бумаги (размазывать клей пальцем от цен-тра к краям равномерным слоем), как прикладывать их про-клеенной стороной к картону, придавливать изображение ладонью и разглаживать салфеткой или тряпочкой.

Пока ребёнок будет приклеивать облачка можно включить песню «Облака белогривые лошадки».

_________________________________________

при подготовке занятия использовалась книга:

Е.А. Янушко. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика синтез, 2006 - 64 стр.

Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
Интеграция областей:
«Художественно - эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивающие :
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
1. Организационная часть.
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: Гриб
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
- Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
Дети: съедобные.
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать. (Нет).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физкультминутка
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
Инструкция:
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть - грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
4. Итоговая часть .
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Дети: Композиция.
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?

Любовь Федотова

Хочу предложить Вашему вниманию конспект занятия прогулки наблюдения за облаками.

Цель занятия - прогулки:

Учить видеть красоту окружающего мира;

Формировать представление о явлениях неживой природы;

Развивать внимательность, фантазию и воображение.

Проведение:

Воспитатель: Сегодня хочу предложить вам отправиться в зоопарк.

Дети: Но у нас рядом нет зоопарка.

Воспитатель: Это необычный зоопарк и животные там необычные. Сначала отгадайте загадку и тогда вы все поймете:

«Белые овечки,

Поле голубое,

Сверху смотрят в речку,

Что это такое?»

Дети: Облака.

Воспитатель: Правильно. Это облака и животные будут из заоблачного зоопарка. А кто знает, как появляются облака?

Дети: Вода испаряется и поднимается вверх, образуя облака.

Воспитатель: Правильно. Облака – это вода, которая испаряется из морей и океанов, рек и озер, прудов и ручейков. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облачки. Они плывут по небу и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Давайте вспомним, как образуется пар и появляются дождевые капли (опыт с горячей водой в стакане, закрытой стеклянной крышкой).

Воспитатель: Пока облако растет, ветер уносит его далеко - далеко от того места, где оно родилось.

«Облака, облака -

Кучерявые бока.

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные -

Ветерку послушные.» (С. Михалков)

Давайте понаблюдаем за облаками (дети рассматривают облака)

Воспитатель: Что с ними происходит?

Дети: Они плывут, изменяются.

Воспитатель: Правильно. Предлагаю поиграть в игру «Прокатись на облаке»:

На траве разложены обручи - облака. Дети под музыку («Облака - белогривые лошадки») передвигаются по площадке,

после слов:

«Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака…», музыка прерывается, и дети занимают обручи. Кому не хватило обруча – выбывает из игры.


Примечание: Чтобы игра не была долгой и дошла до логического конца - остался один игрок, обручей сразу раскладываем меньше, чем детей, и убираем сразу по 2 – 3 обруча.

Воспитатель: А еще по виду облаков можно предсказать погоду: если облака легкие, высоко в небе, быстро плывут по небу – будет хорошая погода; если облака низкие, плотные и стоят почти на месте – жди дождя. Как вы думаете, какая погода ожидается в ближайшее время?

Дети: В ближайшее время будет хорошая погода, без дождя.

Воспитатель: Раз погода хорошая – самое время отправиться в зоопарк – заметим на небе облако, очень похожее на животное, покажем его друзьям и сфотографируем на память - все, как в настоящем зоопарке.

Проводится дидактическая игра «На что похоже облако» :

«В небе белые комочки -

То собачки, то цветочки.

Мимо нас издалека,

Проплывают облака».

Дети рассматривают облака, делятся впечатлениями и фотографируют своих «животных».

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать ваше животное (рисование поролоном – техника «примакивание»). Дети рисуют.


После этого устраивается вернисаж детских работ



и проводится сюжетно – ролевая игра «Выставка - зоопарк» , где каждый ребенок стремится стать экскурсоводом и рассказать о своем облаке.

Предлагаю посмотреть фотографии некоторых "животных".


Это заяц.


Крокодил.



Дракончик (голову повернул на спину).


Жар - птица.


Медведь выглядывает из - за бревна.



Сверху - глухарь, а под ним - динозаврик.

На вечерней прогулке мы продолжили тему облаков - смастерили их из полиэтиленовых пакетов


и поиграли с ними в игры: «Не урони», «Через радугу – дугу облако я проведу», Игра – эстафета «Собери облако».

Обрывной вид аппликации удобен для маленьких деток, которые только начинают творить свои первые поделки из бумаги. Такая работа считается безопасной для малышни, так как им не придется сталкиваться с ножницами, они просто рвут листы на ломтики.

Рассмотрим примеры мастер-классов с пошаговыми инструкциями и трафаретами, которые касаются тематики.


В младшей группе, да и в средней лучше заполнять рваными кусочками бумаги уже имеющийся рисунок. Например, берется любая раскраска с крупным изображением и делается нужное количество копий или распечатываются шаблоны.



Мелко-мелко рвем бумажные полоски.

Приклеиваем их в виде мозаики на подготовленную нарисованную фигурку, между кусочками оставляем расстояние, не надо клеить их вплотную друг к другу.
Глазки и носик вырезают взрослые или точно так рвут, но из бумаги другого цвета.

Снеговик в обрывной технике

Рваная техника подразумевает не только то, что вы просто рвете бумагу на мелкие кусочки. Пошаговые инструкции в следующем мастер-классе, помогут разобраться в этом деле.

Поэтапное выполнение:


Аппликации картин в обрывной технике

Для детей в подготовительной группе подходят большие работы, которые полностью выложены рваными элементами. Посмотрите, какие красивые картинки будут у ваших деток:
Необязательно рвать, можно хаотично резать на неровные лоскуты:
А это для младших школьников задание для обрывания сложных элементов:
Пример работы, когда есть контуры, внутри заполняется аккуратно и красиво:

Обрывная техника из салфеток

Разноцветные салфетки, которые рвутся на куски, придадут аппликации воздушность и легкость.
Замечательно выходят и деревья, ствол делается по желанию: вырезается, рисуется или рвется:
Но самое красивое – это когда вы рваные полоски салфеток скатаете в произвольные шарики.

Обрывная аппликация из ваты

Возьмите вату или ватные диски, и пусть дети руками порвут их на мелкие лоскутки, которыми они потом выложат свою индивидуальную картину. Красиво и нежно будут выглядеть птицы, звери, цветы, снег, облака.

Пошагово выкладывайте и приклеивайте кусочки ваты на нарисованные фигуры.


А для взрослых художников предлагается выполнить большое сложное изображение целиком:



Видео: Мастер-классы обрывной аппликации