Домой / Мобильные ОС / Спасательные знаки обж. Способы подачи сигналов бедствия. Международные знаки бедствия на море

Спасательные знаки обж. Способы подачи сигналов бедствия. Международные знаки бедствия на море

Всем туристам, и не только, хоть раз да может не повезти: отстал от группы, заблудился в лесу, сбился с маршрута, получил травму и не в состоянии самостоятельно передвигаться. Поэтому, каждому из Вас не мешало бы знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут Вам привлечь к себе внимания в чрезвычайной ситуации или даже распознать эти сигналы и оказать помощь другим.

Типы сигналов бедствия:

- Визуальные на открытой местности: отражение солнца от блестящей поверхности - «солнечный зайчик» может быть отражен от зеркала, фольги, конфетной обертки, консервной банки и т.д. Свет фонарика (ночью), вспышка фотоаппарата, огонь от костра (ночью), дым от костра (днем), сигнальная ракета, выложенные на земле знаки из веток или камней, развешанные по деревьям яркие вещи или пакеты.

- Визуальные на воде: разные красители, окрашивающие воду.

- Звуковые: свист (лучше, если есть свисток), выстрелы из огнестрельного или сигнального оружия, крик, и т.д.

- Радиосигналы: радиостанция (рация), мобильник, пеленгатор, и т.д.

Существуют универсальные сигналы бедствия. Для гор это сигнал типа 6-1, то есть, 6 коротких сигналов подряд, потом длинная пауза. Сигналы подаются любыми средствами, например, 6 коротких свистков, пауза, или 6 коротких бликов фонаря, пауза и т.д.

В других условиях (не в горах) применяется сигнал типа 3-1 (три коротких - пауза).

Для того, что бы Ваш сигнал был распознан как сигнал бедствия, он должен быть обязательно тройным – будь то, три блика фонарем, три свистка, три костра. Если сигналы динамические (свисток, фонарик, и т.д.), между ними нужно делать минутную паузу, а затем повторять их снова.

Сигнальные костры нужно разжигать в виде каких-либо фигур, а не как попало, при чем расстояние между ними должно быть около 30-50 метров. Международным сигналом бедствия будут распознаны костры выложенные три в одну линию , либо образующие треугольник правильной формы . В то же время 5 костров в виде буквы Т, будут означать безопасное место для посадки.

Для визуальных сигналов, выложенных на земле, существуют специальные знаки, приведенные в таблице ниже. Знаки выкладываются из подручных средств (веток, камней, вещей и т.д.). Их размер должен быть достаточно большим, для того, что б их было хорошо видно с воздуха.

Также существуют специальные сигналы, которые показывают руками пилотам спасателям (в руках желательно иметь яркие, хорошо заметные с воздуха, вещи):

1) Прошу взять на борт
2) Требуется техпомощь
3) Здесь удобно сесть
4) Всё в порядке
5) Вас понял, выполняю
6) Располагаю радиостанцией
7) Здесь садиться опасно
8) Не могу двигаться. Необходима медпомощь.
9) Готов принять вымпел, сообщение.
10) Да
11) Нет.

Международные сигналы - этообщепризнанные сигналы просьбы о помощи. Сигналы бедствия нужны для того, что бы сообщить, что людям или транспортному средству (чаще всего их передают корабли) требуется помощ или угрожает опасность. Сигналом бедствия, как уже было написано выше, может быть звуковой, радиосигнал, пиротехнический, световой или дымовой сигнал. Вот некоторые из них:

- SOS (...---...) с помощью азбуки Морзе передается так: 3 точки, 3 тире, 3 точки (три длинных сигнала – пауза – три коротких – пауза – три длинных). От английского "Спасите наши души (Save Our Souls). Именно эти буквы были общепризнанны из-за довольно легкой последовательности

- CQD (-.-.--.--..) В переводе санглийского "Приходите немедленно, опасность (Come Quickly, Danger!). Официальное его значение - "Всем постам, тревога!

Международные радиосигналы выглядят следующим образом:

- Mayday! Mayday! Mayday! (Мэйдэй! Мэйдэй! Мэйдэй!) Повторяется три раза. С французкого переводится как (m"aidez) - помогите. Используют его при серьезной опасности.

- Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan (Пан-пан, пан-пан, пан-пан) Повторяется три раза. С французского переводится как (panne) - поломка. Используют его при менее серьезной опасности чем Mayday!

Международные морские сигналы бедствия:

Если Вы сами увидели сигнал о помощи, то нужно сделать все что в Ваших силах, что бы помочь попавшим в беду людям. К месту бедствия нужно отсылать самых опытных членов Вашей группы, так как случайные и необдуманные действия малоопытных могут привести к увеличению числа людей, которым нужна помощь. Оставшиеся члены группы должны подготовить «аварийный» лагерь: поставить палатки, разжечь костер, вскипятить воду, приготовить имеющиеся аптечки и установить сигналы бедствия вокруг лагеря.

ЗАПОМНИТЕ! Сигнал о помощи нужно подавать ТОЛЬКО в безвыходной ситуации, если есть реальная угроза жизни или здоровью людей!!!

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария" придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Размер одного сигнала должен быть не меньше трех метров, в противном случае его будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в другую сторону нет, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего: из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасательных жилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать - снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву, внутренней, темной стороной вверх. На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолета, значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

В аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного или двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если так можно выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно -надеть яркую, лучше оранжевую, а в пустыне белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком. Пилот, заметив людей, обязательно сделает над ними круг или несколько раз качнет крыльями самолета.

После того, как самолет улетит, пострадавшим необходимо приготовиться к эвакуации - "реставрировать" прогоревшие сигнальные костры, паковать вещи, по возможности подготовить посадочную площадку для спасательного вертолета. Единственное, что они не должны делать, это менять свой образ жизни - покидать убежища, "добивать" на радостях НЗ продуктов, беспрерывно торчать на "улице", наблюдая за небом. Помощь может прибыть не слишком быстро. Спасательные операции нередко растягиваются на часы, а при неблагоприятной погоде на сутки и даже недели. То, что потерпевших бедствие обнаружили, лично для них ничего не меняет и не может служить поводом для ломки налаженного внутри лагеря аварийного быта. Они, так же, как и раньше, должны нести вахты, заготовлять дрова, собирать съедобные растения, ловить рыбу, охотиться и делать другую необходимую для поддержания жизни работу. Только делать это они должны еще лучше, чем раньше, чтобы, выдержав многодневное единоборство со стихией, не погибнуть за час до спасения. А такие случаи, увы, бывали.

Посадочная площадка для вертолета должна быть размером не менее 35х35 метров и располагаться горизонтально или с малым уклоном над склоном или на вершине купола, откуда возможен так называемый самолетный взлет, то есть с разбегом. Под склонами нередки нисходящие потоки, затрудняющие или делающие невозможной посадку. Поверхность площадки должна быть достаточно твердой. Снег надо утоптать так, чтобы при ходьбе не проваливались ноги. В зоне посадки не должно быть препятствий - деревьев, камней, вертикально торчащих предметов. Все легкие вещи, а также палатки необходимо закрепить с помощью колышков, вбитых в грунт, и камней. Пилоту вертолета желательно указать направление ветра при помощи самодельного флажка, сигнального патрона, дыма костра, куска ткани. Сигнальщик должен всегда становиться спиной к ветру. Подходить к севшему вертолету можно только по команде пилота или после полной остановки несущего и рулевого винтов и только спереди в пределах видимости пилота.

Для общения с пилотами вертолета существует специальная международная сигнализация жестами.

  • 1. "Здесь сигнальщик!" - руки вверх, ладони внутрь.
  • 2. "Да" или "Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!" - руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.
  • 3. "Нет" или "Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!" - левая рука вверх, ноги вместе.
  • 4. "Прямо" - руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги

на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.

  • 5. "Назад" - руки поднимать вперед до уровня плеч. Ладони вперед.
  • 6. "Стоп! Двигатель остановить" - быстрота скрещивания рук

соответствует степени необходимости остановки.

7. "Все ясно!" (Знак "O"K!") - правая рука вперед в кулаке,

большой палец вверх.

  • 8. "Зависнуть!" - руки в стороны, ладони вниз.
  • 9. "Ниже" - покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.
  • 10. "Выше" - покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.
  • 11. "Посадка" - руки скрестить перед собой внизу.

Если потерпевшие по тем или иным причинам решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, необходимо пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак из международной кодовой таблицы.

Одновременно на земле, на видном месте, из камней, куска льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько полутора - двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним, в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином свечи горлышком, тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается авария, перечисляется имеющееся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указывается год, число и время, когда оставлена записка. У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу, кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена (с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду), следует брать, исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило - надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!

В ходе движения необходимо как можно чаще метить свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки должна быть видна другая. В местах изменения направления движения следует ставить две - три "больших" метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева, рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните, часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

Аварийная сигнализация дело не такое простое, как может показаться по прочтении этого раздела. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал, кроме вас самих, никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не ищут.

Надежда на помощь "большой земли" - штука хорошая, но всегда надо быть готовым к самоспасению - к выходу к ближайшему населенному пункту.

При попадании в экстремальную ситуацию все предписания единогласно гласят о том, что нельзя покидать место, в котором оказался человек, и о необходимости подавать знаки бедствия. Так как бывают различные экстремальные ситуации, то и количество существующих сигналов SOS очень велико.

Следует знать, что при попадании в сложную обстановку, будь то обрушение здания, сход лавины, ураган, оползень и так далее, не рекомендуется самостоятельно покидать место заточения или район нахождения. Если есть шанс получить помощь, сразу после анализа обстановки следует начать подавать знаки бедствия.

Спецсредства для подачи сигналов бедствия

  1. Приемопередатчик – с его помощью можно отправлять сигналы и получать их.
  2. Радиомаяк – отправляет сигналы на аварийную частоту.
  3. Радиостанция – может принимать или передавать сигнал на несколько км (в зависимости от мощности и рельефа местности: дальше всего сигнал проходит над морской гладью и над равниной, менее всего в горах).
  4. Зеркало – им можно пускать блики и солнечные «зайчики», которые заметны на очень большом расстоянии.
  5. Фонарик, зажигалка или любой источник света – используется для подачи светового сигнала бедствия, можно подавать сигналы Азбукой Морзе.
  6. Морской маркер – специальное вещество, которое при контакте с водой окрашивает ее в яркий цвет.
  7. Сигнальная ракета – видна на очень большом расстоянии, так как взрывается на высоте, что крайне важно, если люди попали в ЧС в горной местности.
  8. Сигнальный факел – дает достаточно яркий свет, чтобы его заметили с большого расстояния.
  9. Свисток – подает звуковой сигнал, слышимый на достаточном расстоянии (в замкнутом пространстве эффект усиливается).

Если человек попал в чрезвычайную ситуацию не имея этих приспособлений, то он может подавать знаки бедствия другими способами.

Подача сигналов бедствия без спецсредств

В случае отсутствия необходимого снаряжения можно всегда прибегнуть к подручным средствам. Здесь особенно важно нестандартное мышление, однако существует «костяк» определенных рекомендаций, поэтому стоит рассмотреть варианты, проверенные временем.

Огненные сигналы бедствия

Подобные сигналы следует подавать либо вечером при сумерках, либо ночью. Для этого необходимо собрать большой костер из сухих веток или подпалить высокое дерево. Такой сигнал с большого расстояния будет виден достаточно долго, чтобы его обнаружили. Процесс поджога можно облегчить, если подыскать ствол с дуплом. Главное помнить, что следует выбирать одинокое дерево, дабы не устроить пожар.

Дымовые сигналы бедствия

Сигналы с помощью дыма наиболее эффективны с утра и до самого вечера. Смог может подниматься очень высоко, и поэтому заметен с высоты. Стоит помнить, что желаемый цвет дыма должен максимально выделяться из окружающей среды. Например, ясным днем виднее черный дым (шины, резина), вечером – белый (зеленые листья, мох и сырые поленья).

Световые сигналы бедствия

Даже если под рукой нет зеркала, можно воспользоваться любой полированной поверхностью (стекло, металл). Солнечный «зайчик» в ясную погоду можно увидеть за 60 км на обычной местности, а в пустыне – на 160 км. Важно помнить, что свет нельзя направлять в кабину автомобиля или вертолета более чем 2-3 секунды, иначе возникает риск ослепить водителя\пилота.

Теневые сигналы бедствия

При должной сноровке такие знаки могут быть достаточно эффективны – они используются преимущественно в удаленных районах. Плюсом является самодостаточность метода – сооруженная на совесть конструкция больше не будет занимать время создателя. Чем прочнее и заметнее она будет, тем лучше, главное – подобрать наиболее открытое место.

Сигналы SOS летательным аппаратам

Подавая знаки бедствия летательным аппаратам, нужно представить, как это будет выглядеть с воздуха. Необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность сигнала:

  • объем и размер;
  • пропорции (особенно важно при выкладывании букв);
  • прямые углы и ломаные линии (в природе встречаются редко);
  • контрастность;
  • обводка камнями или грунтом (добавит эффект теневого сигнала);
  • расположение (максимальная видимость со всех сторон);
  • значение (сигнал бедствия должен быть интуитивно понятен).

Внезапно появившемуся вертолету или низколетящему самолету есть смысл подавать сигналы бедствия руками. Если пилот поймет жесты, то качнет крылом, либо включит зеленые огни. Если же летчик не разберет значение знаков, то скорей всего, он зайдет на второй круг.

Международные знаки бедствия на море

Шторм, буря или чрезвычайное происшествие может поставить жизни экипажа судна под угрозу, если им не будет оказана сторонняя поддержка. Для этого жизненно важно передать сигнал о помощи, который может привлечь внимание береговых служб или проходящих кораблей. Таковыми являются:

  • оранжевая дымовая шашка;
  • открытый источник пламени на корабле;
  • поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  • фальшфейер красного огня;
  • флаг свода международных сигналов November Charlie (NC);
  • государственный флаг, перевернутый вверх ногами;
  • флаг квадратного вида с шаром внизу или вверху;
  • непрерывный звук оборудования для подачи туманных сигналов;
  • парашютная ракета красного цвета.

Таблица жестов бедствия

Согласно предписаниям, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками. Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния, поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь.

Разновидности сигналов

Сигналы бедствия по ОБЖ изучают в школе с 6 класса. Они могут подаваться различными способами как с использованием технических средств, так и без них.

Сигналы делятся на следующие разновидности:

  1. Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.
  2. Дымовые. Используются столбы дыма от зажженных костров.
  3. Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолет, приблизившийся к земле.
  4. Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.
  5. Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.
  6. Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.
  7. Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, ее участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

    Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

  1. Радиостанция. Этот прибор действует только на равнине.
  2. Палочка-фонарик. Работает часов 10. Свет виден только вблизи.
  3. Сигнальный буй. Нужен, если бедствие произошло на воде.
  4. Водный маркер. От него вода становится насыщенно-зеленой или оранжевой.
  5. Зеркало-гелиограф. Пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии в 20 000 метров.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров . Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет . Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Международные коды

Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.

Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину . Пробельное пространство между знаками - не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.

Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.

В пустынях знаки можно изобразить с помощью песка. Его нагребают в небольшие валы. Такие символы хорошо видны утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Песчаные валы отбрасывают густые тени, отчетливо заметные с воздуха.

Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной - светлыми.

Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия - «S.O.S.» . Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле. Другой экстренный международный радиосигнал - это «Mayday», который означает «Помогите!». В качестве сигнала бедствия используют оранжевый дым, непрерывный звуковой сигнал или перевернутый государственный флаг.

Авиационные и информационные знаки

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне - белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

  1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
  2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
  3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
  4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
  5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
  6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение . Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.


Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) - может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк - передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция - в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы - факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения - дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты - помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули - при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер - тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

"Павлиньи Перья" - маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску - с одной стороны синюю, с другой - жёлтую.

Средства подачи световых сигналов - свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце - световой "зайчик" от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

Дым.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр "хатка", который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами - они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья - иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой "зайчик" при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.


Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, - они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов - ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Значение сигнала.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы - иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с "восьмёркой" на конце вправо, а тире - отмашкой с "восьмёркой" на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Красная ракета

        Звуковой сигнал - три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

        Световой сигнал - как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Красная ракета

        Звуковой сигнал - шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

        Световой сигнал - шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

        Белая ракета.

        Звуковой сигнал - три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

        Световой сигнал - три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Зелёная ракета

        Звуковой сигнал - длинная серия точек.

        Световой сигнал - длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы.