Домой / Обзор Linux / Библиотечно-информационная деятельность. Библиотечно-информационная деятельность — бакалавриат (51.03.06) Библиотечно информационная деятельность что изучает

Библиотечно-информационная деятельность. Библиотечно-информационная деятельность — бакалавриат (51.03.06) Библиотечно информационная деятельность что изучает

Соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность».

Библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Это определение термина «библиотечная деятельность» не раскрывает специфики этой деятельности.

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» с разных точек зрения.

Термин «библиотечное дело» в различных источниках определяется как отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек ; отрасль профес-сиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой является сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек ; область деятельности по организации библиотечного обслуживания ; область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или иной другой территории; отрасль информационной, культурно - просветительной и образовательной деятель-ности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек; сфера исследований и приложений библиотековедения ; это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль» .

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «банковское дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек.

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере с понятием «библиотечная деятельность». Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда. Библиотечную деятельность В.В. Скворцов рассматривает как «процесс деятельности библиотек». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность .

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

Понятие «библиотечное дело» значительно шире понятия «библиотечная деятельность». «Библиотечную деятельность» предварительно можно определить, как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Целостное видение библиотечной деятельности дает возможность идентифицировать ее и отличить, то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами.

Двуединая сущность библиотечно-информационной деятельности.

О сущностной характеристике библиотечно-информационной деятельности в профессиональной литературе практически нет работ. Исключение составляет статья М.И. Акилиной. Она рассматривает в качестве критерия библиотечных явлений прокат при условии сохранения документа в системе . Прежде чем выдать документ во временное пользование с возвратом, необходимо его иметь, а чтобы его выдать несколько раз (библиотека обычно выдает документы многократно), следует его хранить. Поэтому хранение для библиотеки так же обязательно, как и прокат. Следовательно, сущность библиотечной (библиотечно-информационной) деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами, прежде всего через прокат. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию (в виде документов и других информационных объектов) и распространяет ее, предоставляя эти объекты.

Выявление сущности позволяет уточнить определение библиотечно-информационной деятельности: это разновидность информационной деятельности (мемориально-информационная), представляющая собой совокупность трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других информационных объектов и миссии перед обществом.

Две стороны сущности библиотечно-информационной деятельности противоречивы. На уровне библиотеки как системы это противоречие воспроизводит противоположность между библиотечным фондом и пользователями. Две разные стороны библиотечно-информационной деятельности, выявляя основное ее противоречие, тем не менее, образуют единство и обеспечивают востребованность информационных ресурсов библиотеки.

На протяжении истории библиотека как социальный институт, обеспечивая сохранность документов (что предполагает их собирание и хранение), обязана была не допустить их утерю, порчу, повреждение. Вместе с тем, передавая документы в пользование читателям, обслуживая их, библиотека предполагает их возможную утрату или повреждение.

Чем труднее (в финансовом и пространственном отношении) хранить документы, тем основательнее при комплектовании приходится их отбирать, оставляя ценное. Но то, что для одного ценно, для другого не представляет ценности. Следовательно, отбор документов лишает среднего абстрактного читателя всей полноты необходимой ему информации.

Анализ этого противоречия показывает, что оно во многом связано с представлениями в обществе и библиотечной профессиональной среде о таких универсальных категориях, как время (прошлое, настоящее и будущее) и ценность. Действительно, письменность и библиотеки возникли для того, чтобы хранить прошлое для настоящего и будущего, сменив устную традицию передачи информации, связанную с настоящим.

В древности и Средние века библиотеки в значительной мере были нацелены на хранение (т. е. на прошлое для будущего). Понимание соотношения прошлое - настоящее - будущее как прошлое для будущего создавало образ библиотеки как храма, как чего-то высшего, недоступного. Такой взгляд на библиотеку сейчас в какой-то мере сохранился как традиция, хотя реально к библиотеке уже давно нет такого отношения. Сегодня, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, в сознании библиотекарей происходит изменение пропорций между прошлым, настоящим и будущим в пользу настоящего.

Таким образом, противоречие между сохранностью документов и их доступностью, в сущности, выражает противоречие между ответственностью библиотеки перед конкретным сегодняшним пользователем и ответственностью перед будущими поколениями, которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если те будут утеряны. Это специфическое противоречие можно сопоставить с такими противоречиями природного характера, как наследственность и изменчивость, запоминание и воспроизведение.

В ходе исторического развития роль названных противоположностей изменялась. При расширении в ходе истории доступности документов и информации необходимый баланс между этими противоположностями все же сохраняется. Расширение доступности не беспредельно, оно ограничено тем, что библиотека должна сохранить фонды, поэтому доступность не простирается до раздачи книг или их продажи (как в книжном магазине). В библиотеке ограничения в доступности органичны, поскольку сущность двуедина и противоречива.

Если сущность библиотечно-информационной деятельности заключается в единстве хранения и предоставления документов, то исключение одной из сторон этого единства приведет к тому, что учреждение перестанет быть библиотекой, а будет, например, информационно-брокерской фирмой, которая предоставляет документы и информацию, не сохраняя их, а получая из библиотек, служб научно-технической информации (НТИ), архивов, музеев.

Более полное представление о сущности библиотечно-информационной деятельности можно получить, рассмотрев ее в контексте человеческой деятельности в целом .

Библиотечно-информационная деятельность как система.

Библиотечно-информационная деятельность - одна из многочисленных видов деятельности, которые осуществляются человеком. В работах, посвященных человеческой деятельности, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и другие ученые при характеристике ее как системы выделяют такие компоненты, как цели, субъект (субъекты) деятельности, наделенный активностью, объект (объекты), на который направлена активность субъекта, средства и процессы деятельности, условия, в которых она совершается, результаты деятельности. Используя системно - деятельностный подход, рассмотрим библиотечно-информационную деятельность. При этом исходим из двуединой сущности этой деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика библиотечно-информационной деятельности

Компоненты

1) в широком смысле - информационный ресурс (единичный документ, другие информационные объекты, документный ресурс, электронный ресурс);

2) информационные потребности пользователей (общие, групповые, индивидуальные, разные по содержанию);

3) с точки зрения библиотечно-информационного менеджмента - библиотека, её деятельность, технические средства, оборудование.

1) библиотекарь;

2) библиограф.

3) пользователь;

1. Совокупность (партия) документов или другие информационные объекты, отбираемые библиотекой для пользователей из имеющихся вовне информационных ресурсов.

Предмет трансформируется в модели - поисковые образы документов и определяет такие результаты этой деятельности, как библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат.

Предмет преобразуется в модель - поисковый образ запроса (ПОЗ) и определяет другой результат библиотечно-информационной деятельности - услугу.

Сбор, обработка, хранение определенных видов документов (других информационных объектов, включая электронные) и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в информации.

Совокупность процессов - действий

Осуществление кумуляции, обработка, организация фонда; обеспечение сохранности документов; приём и уточнение запроса пользователя, осуществление поиска и т. д. (или создание условий, библиотечно-информационной среды для самостоятельной работы пользователя).

Результат

Библиотечно-информационная продукция и услуги.

Поскольку документ - единство информации (содержания) и носителя, а информация имеет определенное значение для человека, определенную ценность, то библиотека не может игнорировать ценностный аспект содержания документа. Ценность содержания конкретного документа определяется, как правило, такими параметрами, как актуальность, новизна тематики, практическая полезность, научная, производственная и художественная значимость, степень использования, достоверность представленных фактов, полнота данных и др. . Ценность предоставления своевременной информации (фактическая, семантическая, этичес-кая, эстетическая и др.) - важнейшая характеристика объекта и предмета библиотечно-информационной деятельности и соответственно ее результатов. В определенных обстоятельствах (например, при работе с книжными памятниками) библиотека принимает во внимание также ценностные формы издания, т.е. ценность документа в целом.

Можно выделить следующие концепции ценностного подхода к библиотечно-информационной деятельности:

1) концепция, получившая теоретическое развитие в СССР, как теория руководства чтением, т.е. целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения;

2) концепция, предполагающая ориентацию только на запросы пользователей. В реальной практике библиотека достаточно гибко сочетает обе точки зрения, учитывая и ценностную ориентацию общества, и предпочтения пользователей, обеспечивая баланс «вечных» и временных ценностей.

Системно-деятельностный подход дает возможность увидеть и специфику библиотечно-информационной деятельности, где существуют разные типы связей субъектов (библиотекаря и пользователя): как субъект - объект (например, при формировании фонда), как субъект - субъект (при доверительной беседе в библиотеке), как единый субъект. Например, в ходе уточнения запроса (при предоставлении документов, справок) единый субъект можно выразить формулой «индивидуальный пользователь - библиотекарь», при проведении некоторых мероприятий (викторин, дискуссий) - «коллективный пользователь - библиотекарь». В этом случае деятельность библиотекаря и пользователя носит совместный характер. Кроме того, системно-деятельностный подход позволяет уточнить связь субъекта и предмета деятельности. Например, с одной стороны, для библиотекаря предметом деятельности является запрос пользователя, с другой стороны, библиотекарь конструирует свой предмет (поток поступающих документов, справочно-поисковый аппарат и др.). При системно - деятельностном подходе раскрывается динамика процесса деятельности на уровне алгоритмов при исследовании технологии взаимодействия пользователя и библиотекаря.

Библиотечно-информационная деятельность представляет собой систему процессов, соответствующих системе их целей и подчиненных общей цели деятельности библиотеки.

Характеристика библиотечно-информационных средств дана в работах Л.И. Алешина, М.Г. Вохрышевой, М.Я. Дворкиной, И.С. Пилко, Ю.Н. Столярова. Это технические средства, оборудование, библиографические средства, методы, приемы и организационные формы. Средства могут предназначаться только для библиотечно-информационной деятельности, например, методы уточнения запроса, и быть универсальными, скажем, компьютерные средства (М.Г. Вохрышева называет их специфическими и неспецифическими) . И.С. Пилко характеризует средства как документные ресурсы, технические, лингвистические и программные средства, а также кадровые ресурсы .

Средства входят в структуру ресурсов библиотечно-информационной деятельности. Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо. В библиотечно-информационной деятельности можно выделить информационные ресурсы, к которым относятся: библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, ресурсы Интернета и доступные через него ресурсы разных библиотек и информационных центров, других организаций. При этом, одновременно, эти ресурсы являются результатом информационной деятельности, в том числе библиотечно-информационной. Поэтому не случайно М.Г. Вохрышева рассматривает библиографические ресурсы как глобальный результат библиографической практической деятельности. Ресурсом и результатом является также библиотечно-информационная среда. Как и другие виды человеческой деятельности, библиотечно -информационная требует материально-технических (библиотечное здание, технические средства, оборудование и др.), финансовых и интеллектуальных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы библиотеки, включают:

Потенциал библиотековедения, в том числе, теоретические и практические разработки в области технологии, методики и организации библиотечно-информационной деятельности;

Знания и умения, общую и профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество и эффективность деятельности пользователей;

Интеллектуальный потенциал пользователей, который влияет на их работу в библиотеке и стимулирует деятельность библиотекарей;

Лингвистическое и программное обеспечение библиотечной технологии.

Однако, с одной стороны, все ресурсы библиотеки включаются в производство продукции и услуг, а с другой - они являются элементами библиотечно - информа-ционной среды, пространственным и временным полем, в котором происходит производство результата библиотечно-информационной деятельности (рис. 1).

Остановимся на библиотечно-информационной деятельности. В зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, предмета, средств и условий среды реализуются разные технологические процессы, создающие промежуточные результаты (например, индекс, получившийся при классификации, предметизации) или конечные результаты (продукция или услуга).

Продукция - результат комплекса обеспечивающих видов деятельности. Продукцией являются библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, библиографические пособия. Услуга - результат комплекса обслуживания. Это выдача документов и справок, подготовка конференции, презентации и т. п. Общий результат библиотечно-информационной деятельности (продукция плюс услуга) - библиотечно-информационный продукт.

Библиотечные услуги предоставляют доступ пользователей к таким общественным благам, как информация, знания, культура.

Рисунок 1 - Производство результата библиотечно-информационной деятельности

Библиотечная услуга, будучи социальным механизмом доступа, является механизмом культурной трансляции. Вместе с тем, у услуг есть и экономическая сторона, ведь они имеют стоимость.

Каждая услуга характеризуется содержанием и формой. Главный компонент содержания услуги - ее предмет, отражающий ту потребность, которая удовлетворяется; услуги отличаются друг от друга прежде всего предметом .

Сегодня, говоря о результатах библиотечно-информационной деятельности, важно учитывать положения экономики знаний. В частности, представляется значимым выделение базовых услуг и услуг с добавленной стоимостью, направленных на облегчение потребителю использования базовых услуг. Услуги с добавленной стоимостью, по мере развития рынка информационных услуг и продуктов, переходят в группу базовых, заменяясь новыми видами услуг с добавленной стоимостью .

Базовыми услугами (продукцией) в библиотеках могут считаться библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, в том числе и базы данных, библиографические пособия, на основе которых развиваются услуги с добавленной стоимостью _ поиск документов и информации по запросам, подготовка справок, услуги МБА (межбиблиотечного абонемента) и электронной доставки документов и др.

В настоящее время возросла номенклатура услуг, оказываемой библиотекой пользователю. Растет число предоставляемых электронных услуг, предназначенных не только для многочисленных пользователей библиотеки, но и вне информационно - образовательной среды.

Все элементы библиотечно-информационной деятельности взаимосвязаны (например, вид документа и потребности пользователя будут определять характер технологического процесса, необходимую квалификацию библиотекаря и результат деятельности).

Итак, библиотечно-информационная деятельность является системой, т. е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих единое целое. Это единство, целостность обеспечивается общей целью - сбором, обработкой, хранением определенных видов документов, других информационных объектов, включая электронные, и удовлетворением на их основе потребностей пользователей в библиотечно-информационных услугах, а также интегративным свойством этой системы, определяемым двуединством ее сущности, прямыми и обратными связями между ее элементами и подсистемами. Отметим также, что эта система является информационной и социокультурной, открытой, т.е. связанной с внешней средой и поддерживающей себя в ответ на изменения окружающей среды, сложной, саморазвивающейся системой.

Нужно отметить, что настоящее время в системе библиотечно-информационной деятельности имеется несколько организационных уровней и соответствующих подсистем: уровень конкретной библиотеки как учреждения, разные уровни ее структурных подразделений, уровни объединений библиотек (определенной отрасли рыночного хозяйства, какой-либо территории), библиотек и других организаций (например, консорциумы). Поэтому можно рассматривать библиотечно-информационную деятельность как систему не только деятель-ностных элементов (см. выше), но и как систему организационных структур. В зависимости от уровней организации меняется и характер саморегуляции библиотечно-информационной деятельности.

В рамках одной библиотеки библиотечно-информационная деятельность представлена в разных видах, которые взаимосвязаны между собой целью, технологией, разными уровнями организации .

Таким образом, в системе библиотечно-информационной деятельности различаются относительно автономные подсистемы по элементам, видам, организации деятельности.

Применительно к саморазвивающимся системам, выявляются и новые аспекты категорий пространства - времени. Наращивание системой новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства - времени .

Библиотечно-информационная деятельность является не только сложной, саморазвивающейся системой, но и системой человекоразмерной, поскольку здесь человек - компонент системы, который в нее включен и часто выступает и как субъект, и как объект деятельности.

Связь библиотечно-информационной деятельности с образовательной.

Рассмотрим связи библиотечно - информационной с другими видами деятельности, в том числе и с образовательной.

Чтобы обеспечить хранение и предоставление документов, информации (сведений), нужно кумулировать эти документы, сведения, переработать их и организовать так, чтобы они стали доступными пользователям, чтобы их можно было легко найти.

Вид (подвид) деятельности - понятие, дающее краткую содержательную характеристику деятельности, обеспечивающей определенный конечный или значимый промежуточный результат.

Вид (подвид) деятельности не тождествен технологическому процессу (технологической операции), поскольку, с одной стороны, дает общее, а не конкретное представление о деятельности, с другой стороны, предполагает возможность использования нескольких вариантов технологических процессов (операций) в зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, условий и т.п. .

При научной классификации библиотечно-информационной деятельности используются различные признаки (см. Прил. А).

Проведенное исследование рассматривает библиотечно-информационную деятельность как систему, характеризует ее элементы, что имеет как теоретическое, так и практическое значение для дальнейшей фиксации и анализа изменений этой деятельности. Изучение характера связей библиотечно - информационной с другими видами деятельности, с одной стороны, показывает ее широкую представленность и значимость в структуре человеческой деятельности, с другой, имеет и практическое приложение, в частности, для определения места библиотечно - информационной деятельности в учебном процессе.

Для выявления тенденций развития, наметившихся изменений библиотечно-информационной деятельности во взаимосвязи с образовательной как системы, рассмотрим эволюцию библиотечной деятельности.

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Библиотеки, библиография и библиографическое описание

Библиотеки - один из древнейших общественных институтов, который обеспечивает сбор, хранение и доступ к накопленному человечеством знанию, записанному в текстах. Древнейшие из дошедших до нас книг датируются началом 3-го тысячелетия до н.э., а библиотеки - серединой 1-го тысячелетия до н.э. До ХХ в. все элементы информационной культуры накапливались и осмыслялись в библиотечном деле. Поэтому часто говорят об этой сфере культуры как об информационно-библиотечной.

На протяжении тысячелетий библиотека развивалась, по -разному осуществляя свои главные функции - создание фондов документов (записей, книг, журналов) и обслуживание информационных потребностей своих читателей. Поначалу это были очень закрытые библиотеки - дворцовые, храмовые, монастырские, университетские. Лишь в XIX в. они начали становиться более открытыми для широкого круга читателей. В наше время библиотека как общественный институт претерпевает сильные изменения. В условиях распространения электронных информационных технологий происходит заметное перераспределение баланса между основными библиотечными функциями и самого существа этих функций. Информационное обслуживание выдвигается на первый план, а создание фондов обобществляется. Обслуживание читателей все больше ориентируется на электронные носители и использование глобальных сетей, а приобретение литературы - на кооперацию библиотек (координацию комплектования фондов, приобретение литературы, особенно журналов, консорциями библиотек).

В федеральном законе Российской Федерации о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г.) библиотека определяется как "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации".

Типология современных библиотек сложна и составляет особый раздел библиотековедения. Общепринято деление библиотек на два типа:

· массовые библиотеки,

· научные и специальные библиотеки.

Классифицировать библиотеки можно по самым разным основаниям:

· по роду занятий читателей (школьные, университетские, научных учреждений);

· по территории (городская, сельская, районная, областная);

· по виду собственности (государственные, общественных организаций, личные).

Поскольку таких оснований деления может быть много, то и соответствующие им классификации можно создавать по мере необходимости. Особый тип составляют национальные библиотеки, существующие во всех развитых странах мира. Первой такой библиотекой была объявлена в 1800 г. Национальная библиотека Франции, самой крупной - Библиотека конгресса США (100 млн ед. хранения). Большинство национальных библиотек выполняет пять основных функций. Они получают на основе обязательного экземпляра и сохраняют все издания, выходящие в стране, издают национальную библиографию, являются крупнейшим в стране хранилищем иностранной литературы, обслуживают все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную) и осуществляют методическое руководство библиотечным делом в стране.


В России национальными считаются три библиотеки: Российская государственная библиотека (43 млн ед. хранения, бывшая Государственная библиотека им. В.И. Ленина), Российская национальная библиотека (33 млн ед. хранения, бывшая Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) и Президентская библиотека РФ им. Б.Н. Ельцина. Ни одна из них всех перечисленных функций не выполняет, так как национальную библиографию издает Всероссийская книжная палата, у нас есть специальная Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудоми-но, а все ветви власти имеют собственные библиотеки.

Согласно Федеральному закону "О библиотечном деле" (1994 г.) библиотека - "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам". Из этого определения ясно, что функционально библиотека должна состоять из четырех основных блоков: библиотечного фонда (книг, журналов и других видов изданий), читателей (которые этими изданиями пользуются), библиотекарей (которые осуществляют работу библиотеки) и материально-технического обеспечения (книгохранилищ, читальных залов, компьютеров, линий связи и других технологических средств).

Основным каналом поступления книг в библиотеки является их покупка в книжных магазинах на средства, выделяемые из бюджета, журналов - подписка в агентствах печати. Другими источниками комплектования является книгообмен с другими библиотеками, дарение из частных коллекций, для наиболее крупных и национальных библиотек - обязательный экземпляр. Система обязательного экземпляра, возникшая, как было сказано, во Франции еще в XVIII в., в настоящее время используется в основном для государственной регистрации всех изданий, публикуемых на территории государства. Она служит для учета этих изданий, их отражения в государственной библиографии и ведения книжной статистики. В нашей стране эти функции выполняет Российская книжная палата.

Отдел комплектования библиотеки осуществляет эту работу в соответствии со своим профилем комплектования и инвентаризирует полученную литературу. Затем она поступает в отдел обработки, где каждый экземпляр книги подвергается аналитико-синтетической обработке, т.е. библиографическому описанию и систематизации, которые необходимы, чтобы книга была отражена в алфавитном и систематическом каталогах библиотеки. После этого она поступает в отдел хранения, где определяется ее место на полках книгохранилища в соответствии с принятой в библиотеке системой расстановки книг.

Расстановка книг на полках может осуществляться по их содержанию в соответствии с некоторой схемой классификации, по их высоте (т. н. форматная расстановка), в порядке поступления (по инвентарным номерам) или по комбинации этих признаков. Внутри каждой классификационной рубрики книги расставляются по алфавиту фамилий их авторов. Чтобы облегчить библиотекарю ежедневную работу по снятию затребованных книг с полки и их постановке на место , американский библиотекарь Чарльз Кеттер (1837-1903 гг.) придумал специальный знак, который во всем мире называется его именем, а у нас авторским знаком. Он состоит из первой буквы фамилии автора и номера, присвоенного следующему за ней двух- или трехбуквенному сочетанию. Этот знак обычно печатается на обороте титульного листа книги, входит в ее библиотечный шифр и избавляет библиотекаря от необходимости соблюдать строгий алфавитный порядок при постановке ее на место в книгохранилище.

Наряду с основным книгохранилищем многие библиотеки создают удаленное архивное хранение для малоспрашиваемой литературы и подсобные фонды вблизи от кафедры выдачи для часто спрашиваемых изданий. Крупные библиотеки, в фондах которых есть ценные редкие издания, снимают их в целях сохранности на микрофильмы - для выдачи читателям, а также потому, что микрофильм, в отличие от электронной формы хранения, проверен на долговечность по меньшей мере за последние полтораста лет.

Журналы и другие периодические издания (по аналогии с англоязычной терминологией называемые сериальными) обычно расставляются по их названиям, а внутри каждого названия - по годам и номерам. Встречается и чисто хронологическая расстановка периодики - по годам выпуска, внутри по названиям. К сериальным изданиям относят также т. н. продолжающиеся издания, выходящие нерегулярно (например, труды, ученые записки и т.п.).

Обслуживание читателей в библиотеке традиционно осуществлялось путем выдачи книг для чтения в читальном зале или же по так называемому абонементу, т.е. для чтения дома на определенный срок. Если запрашиваемой книги в библиотеке не оказывалось, ее получали из другой библиотеки по межбиблиотечному абонементу. В связи с резким удорожанием почтовых услуг теперь нужные тексты получают по электронной почте. Читатели могут за определенную плату заказывать ксерокопии, микрофильмы книг и их фрагментов, переводы текстов на иностранные языки и другие информационные услуги, например, списки литературы или библиографические обзоры по требуемой теме.

В библиотеке имеется библиографический и/или справочно-библиографический отдел, в котором сосредоточены средства информационной навигации: библиографические указатели, реферативные журналы, схемы классификации, списки предметных рубрик , тезаурусы , всевозможные картотеки, облегчающие читателю поиск необходимой информации. В современных библиотеках эти средства имеются не только в традиционном полиграфическом или карточном виде, но и в электронной форме, позволяющей вести поиск по более широкому спектру признаков. Многие библиотеки хранят электронные версии обычных книг и журналов, собственно электронные книги и журналы, не выходящие в полиграфическом исполнении, базы данных , а также звукозаписи, видеофильмы на магнитных носителях. Поскольку такие издания получили название "медиа", то и хранящие их библиотеки иногда называют медиатеками.

Возникло понятие электронной библиотеки. Оно пока еще не устоялось и включает национальные и международные проекты с государственной поддержкой ("Память мира" ЮНЕСКО, "Библиотека Универсалис", проект Gutenberg), коммерческие проекты (BookSearch-Google, Internet Archive, "Библиотека Мошкова"), а также коллекции электронных изданий в составе традиционных библиотек (Российская государственная библиотека, Библиотека конгресса США, Национальная библиотека Франции) и банки данных специальных изданий (стандарты, патенты , промышленные каталоги). Почти все электронные библиотеки создаются в первую очередь для улучшения доступа к изданиям, представляющим историческую, культурную или научную ценность.

Основной проблемой при создании электронных библиотек является неопределенность их правового статуса. Три четверти таких библиотек содержит материалы, защищенные авторским правом. При этом, по данным ЮНЕСКО, две трети из этих библиотек считают, что право на оцифровку дают законы страны, около половины, тем не менее, заключают соглашение с владельцами прав, а пятая часть не заботится о формальностях. Другие проблемы связаны с технологией их формирования. После того как произведен отбор книг для библиотеки, их надо отсканировать. Для этого нужно специальное оборудование, позволяющее автоматически сканировать страницы и не оказывающее слишком вредного воздействия на них. Затем приходится позаботиться о навигации по книге, т.е. быстром поиске нужных страниц, о том, чтобы полученные файлы имели один формат. Лишь после этих процессов можно создать базу данных с системой управления ею (СУБД ), для того чтобы библиотека стала доступна читателям через Интернет .

Поиск нужной литературы в библиотеке осуществляется по каталогам - алфавитному (если читатель знает автора и заглавие нужной книги), систематическому (если он ищет литературу по определенной отрасли знания, дисциплине или их разделу), предметному (если нужна информация по некоторому предмету, т.е. вопросу или проблеме). Поскольку в отечественных библиотеках предметных каталогов обычно не бывает, их часто заменяет алфавитно-предметный указатель (ключ ) к систематическому каталогу. Во многих библиотеках карточные каталоги заменяются электронными, которые позволяют вестипоиск по более широкому набору признаков.

Как правило, читатель ищет литературу по своей теме, не зная конкретных авторов и заглавий. Поэтому основным инструментом для него служит систематический каталог. В нем описания книг расположены по отраслям знания, научным дисциплинам и их разделам. Состав и порядок расположения этих дисциплин определяется принятой в библиотеке схемой классификации. Массовые библиотеки в России пользуются Библиотечно-библиографической классификацией (ББК), созданной в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина полвека назад. Отечественные научные библиотеки ориентируются на Универсальную десятичную классификацию (УДК), созданную в начале прошлого века бельгийским документалистом и создателем информатики Полем Отле. Эта классификация основана на Десятичной классификации Дьюи (ДДК), созданной выдающимся американским библиотечным деятелем Мельвилем Дьюи в 70-х гг. XIX в.

Принцип этой схемы расположения наук обозначен в ее названии: весь универсум знаний разделяется на десять разделов, каждый из них - на десять подразделов и так до самых последних делений. Это удобно, потому что каждое деление обозначается легко запоминаемой десятичной дробью (без ноля и запятой), понятной говорящим на любом языке. Однако в этом принципе есть и недостаток, заключающийся в том, что уже в момент ее создания философы делили знания на значительно большее число разделов, не говоря о нашем времени. Так что эта классификация не отражает нынешнего представления о структуре науки, хотя ее разделы постоянно подвергаются пересмотру и уточнению.

Библиотечное дело изучается научной дисциплиной "библиотековедение", которая в "Номенклатуре специальностей научных работников" входит в раздел "Документальная информация " как единая специальность "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение".

Библиография - это многозначный термин, охватывающий библиографическую деятельность , ее результаты в виде библиографических указателей, списков и баз данных и специальную научную и учебную дисциплину библиографоведение. В обыденном сознании библиография представляется просто списком литературы. Но не всякий такой список является библиографическим. Чтобы про него можно было так сказать, надо, чтобы его можно было оценить, т.е. выяснить, соответствует ли он определенным критериям: не пропущено ли в нем что-нибудь, нет ли лишних записей. А для этого должно быть оговорено, какие виды литературы в нем отражены (например, книги, журналы, статьи и т.п.), на каком языке, за какое время, по каким наукам, предметам, вопросам и т.д. Так что обычный список использованной литературы в курсовой или дипломной работе, статье или диссертации, строго говоря, библиографией не является, хотя часто так называется.

Особенно важно в наше время, что библиография является составной частью любой науки и в совокупности - органической частью всей науки в целом. Она охватывает подготовительный этап всякого научного исследования, как бы суммирует литературупо предмету этого исследования. Это тот инструмент сохранения знания, который образует ее содержательный каркас.

Библиография во всех упомянутых ее значениях, т.е. как сфера деятельности с ее методологией, экономикой, социологией и наукой, составляет важную часть необходимой современному обществу информационной культуры. Об этом свидетельствуют и справедливые нарекания в адрес Интернета, в котором усиливается беспорядок, и несовершенство многих его поисковых машин. Большинство хаотичных и случайных технологических нововведений, призванных улучшить положение дел, не учитывает уже известных закономерностей в этой области знаний, другими словами, достижений информационной культуры.

Библиографическое описание является специализированным языком, который обслуживает библиотечное дело, библиографию, науку, информационную деятельность . Суть его заключается в том, что признаки документа (будь то рукопись, произведение печати или электронный ресурс ), необходимые для его идентификации и для информирования о нем читателей, располагаются в определенном порядке в виде элементов описания. Место каждого элемента, правила его заполнения и знаки перед элементами устанавливаются соответствующими стандартами . Это позволяет человеку, знакомому с этим языком, более или менее однозначно описать каждый документ, опознать его в тексте и определить степень его полезности для своих задач.

Этот язык развивался на протяжении веков, становясь все более точным и отражая изменения самих документов и их потоков. Многим он представляется ненужной формалистикой, без которой вполне можно обойтись, но это не так. По этому поводу в свое время хорошо написал директор Библиотеки Британского музея сэр Антонио Паницци в письме к графу Эллесмеру, 29 января 1848 г.: "Что касается людей, которые не видят трудностей…, смеются над правилами, над методикой, над принципами, над аккуратностью, над последовательностью и над другими библиографическими глупостями, то слушать их стоит не больше чем слепого, когда он обсуждает недостатки живописи или вообще искусство колорита".

Библиографическое описание (другие названия книгоописание, описание произведений печати) - сложный процесс, для профессионального владения которым надо долго обучаться, в полном объеме доступен только профессиональным каталогизаторам, опытным библиотекарям и библиографам. Всем остальным работникам умственного труда достаточно знать упрощенные правила описания, которые соответствуют недавно принятому стандарту для библиографических ссылок. Он устанавливает, что документы, в которых указано не более трех авторов, описываются под фамилиями и инициалами этих авторов.

Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2006. - 305 с.

Документы, в которых указано больше трех авторов или авторы не указаны, описываются под заглавием, т.е. названием документа, а инициалы и фамилия первого автора указываются в тексте самого описания.

История Российской книжной палаты, 1917-1935 / Р. А. Айгастов [и др.]. - М.: Рос. кн. палата, 2006. - 447 с. - ISBN 5-901202-22-8.

Составные документы, т.е. изданные в составе других документов, например, статьи в журнале или сборнике, описываются так же, как и самостоятельно изданные, но после знака две косые черты // указывается то издание, в состав которого они входят.

Адорно Т. Е. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. - С. 76-86.

Электронные ресурсы описываются так же, как и произведения печати, но с добавлением даты их обновления (если она указана), электронного адреса и даты обращения к этому ресурсу в момент его описания.

Экономический рост // Новая Россия: [библиогр. указ.] / сост. Б.Берхина, О.Коковкина, С.Канн; Отд-ние ГПНТБ СО РАН.Новосибирск, . Дата обновления: 6.03.2007. URL : http://http://www.prormetus.nsc.ru/ (дата обращения 22.03.2007).

Порядок следования элементов библиографического описания, который позволяет опознавать их при чтении, правила их заполнения, особенности описывания документов разных типов, как уже сказано, устанавливаются стандартом. Они подробно разобраны с примерами в отдельно изданном "Практикуме по поиску и библиографированию информационных ресурсов".

Органы научной информации и специальные библиотеки служат важнейшими вспомогательными учреждениями науки. Эти учреждения призваны выявлять и собирать информацию, анализировать и перерабатывать ее в формы, удобные для хранения и последующего поиска, обеспечивать ее хранение и распространение, включая выдачу по запросам. Однако осуществляя общие функции, они решают разные конкретные задачи, при помощи специалистов разного профиля и разными методами. Эти различия надо понимать, чтобы лучше использовать те возможности, которые предоставляют информационные службы и библиотеки. Одно из таких различий, касающееся информационных работников и библиотекарей, было удачно сформулировано несколько десятилетий назад группой ведущих американских ученых в докладе президенту США:

"Для перегруженного текущей работой специалиста гораздо важнее получить помощь от квалифицированного ученого-информатора, чем самому разбираться в огромном количестве литературы, полученной им из информационного центра . Квалифицированные ученые, работающие в информационном центре и вносящие свой вклад в науку, составляют ядро такого центра. Именно они превращают специализированный информационный центр в научно-исследовательское учреждение, а не в техническую библиотеку" .

Таким образом, информационный работник и библиотекарь - специалисты разного профиля. Первый из них - это специалист в определенной области, участвующий в решении проблемы и обеспечивающий свой коллектив информацией. Библиотекарь же, который тоже может иметь образование и квалификацию в одной из отраслей знания, - это специалист, владеющий методами библиографического контроля, ориентирующийся в огромном потоке книжно-журнальной продукции, понимающий психологию читателя и обладающий педагогическим мастерством руководства его чтением.

Конечные задачи информационной службы - оповещать о новых фактах и идеях, отвечать на фактографические запросы, например, что известно по данному вопросу, какими свойствами обладает данный объект , какие объекты обладают данными свойствами и т.п. Поскольку сегодня ответы на эти вопросы содержатся в научных документах и базах данных, информационные службы работают с ними и часто вынуждены вместо фактографических давать "документальные" ответы: какие сведения содержатся в тех или иных документах, в каких документах содержится необходимая информация . Следовательно, работа с научными документами - не основная деятельность информационных служб, а лишь средство для получения необходимой информации, ее интеллектуальной переработки и предоставления потребителю в удобной для использования форме.

Библиотека же - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати и письменности и призванное помогать читателю в выборе книг, руководить его чтением. Таким образом, библиотеки и информационные службы имеют разные конечные цели и задачи, хотя во многом работают с одними и теми же научными документами.

Еще одно различие касается людей, на которых направлена деятельность этих учреждений. Потребитель информации обращается к информационным работникам за конкретными сведениями. Он вправе требовать от них точного и полного ответа на узкоспециальный запрос , поскольку они обязаны следить по документальным источникам за развитием обслуживаемых ими направлений. В библиотеке тот же самый человек выступает как читатель, которому наряду с произведениями, соответствующими его сегодняшним узким интересам, нужно дать прочитать книги и статьи, расширяющие его кругозор, повышающие его квалификацию, ориентирующие его в смежных областях, удовлетворяющие его общенаучные и широкие общественные интересы.

Наконец, если рассматривать работу этих двух типов учреждений по -крупному, то нельзя не отметить, что они работают и в разных режимах. Хотя это различие не носит принципиального характера, но такова преимущественная практика, и, по -видимому, она не случайна. Большинство информационных служб работает в режиме регулярного распространения научной информации. Он соответствует режиму поступательного развития науки, периодического выхода новых публикаций, появления непубликуемых научных документов.

Органы информации стремятся к максимально полному ознакомлению с новыми документами, осуществляют их аналитико-синтетическую переработку, а затем равномерными порциями доводят их основное содержание до сведения потребителей в виде отдельных выпусков периодически издаваемых реферативных журналов, обзоров, экспресс-информации или библиографических указателей. Одновременно информационные службы стремятся обеспечить долговременное хранение документов с целью их последующего поиска и выдачи потребителям по запросу.

Библиотеки же преимущественно работают в режиме "запрос - ответ". Они накапливают произведения печати и письменности, раскрывают их содержание и организуют их хранение таким образом, чтобы выдавать затем по запросам читателей. Правда, почти каждая библиотека или группа библиотек ведет регулярное информирование читателей о своих новых поступлениях, но эта ихдеятельность по объему значительно уступает обслуживанию читателей по запросам.

Введение

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblнon - книга и thзkз - хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы являются:

Изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin - произвести исследование предметной области - библиотечной деятельности

На основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

· процесс записи в библиотеку новых читателей,

· процесс записи новых книг,

· процесс выдачи книг,

· процесс приема книг,

· процесс статистики посещений читателей.

Основы библиотечной деятельности

Организация деятельности библиотеки

Библиотека - это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю - быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:

Выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

Помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

Раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

Составление информационно-библиографических пособий различного типа;

Пропаганда наиболее ценной литературы;

Репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.

В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:

· номер поступившей книги,

· название книги,

· название издательства, из которого поступила книга,

· отдел, куда была передана книга;

· адреса издательств,

· названия издательства,

· название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:

· издание,

· год издания,

· ключевые слова,

· количество страниц.

Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

· номер паспорта,

· телефон.

Каждому читателю присваивается номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.

Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.

Объект исследования - библиотека.

Предмет исследования - процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

процесс выдачи книг читателям;

процесс сдачи книг;

процесс поступления новых книг;

процесс записи новых читателей.

Субъекты - пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)

Входная информация - информация:

о новых поступивших книгах;

о новых читателях, которые записываются в библиотеку;

о процессе выдачи книг, включает в себя:

Кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;

Кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;

По заявке какого читателя была выполнена эта операция;

Название книги;

Дату выдачи книги;

Срок, на который выдается книга;

Выходная информация - информация:

· о статистике посещения клиентами библиотеки;

· о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

название книги;

дату выдачи;

ФИО читателя, которому выдается книга;

ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;

ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;

срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся следующие сведения:

№читательского билета;

ФИО читателя;

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:

Название книги;

Уникальный шифр (ISBN);

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);

Издательство;

Место издания (город);

Год издания.

Все книги различаются по своему уникальному шифру - ISBN.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.

В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение - хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.

С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке;

Относить книги к одной или к нескольким областям знаний;

Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;

Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках - читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.

Основные функции библиотеки - информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Русский язык - профильный предмет, по выбору вуза
  • Литература - по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

В свете тенденций современного мира улучшение информационной культуры общества представляется одной из наиболее актуальных задач образовательного процесса. При реализации такого подхода одну из ключевых позиций занимает библиотечно-информационная деятельность. Именно от специалистов данного направления подготовки зависят реальные перспективы повышения информационной культуры потребителей, поскольку библиотеки (как традиционные, так и электронные) обеспечивают доступ населению к национальным и мировым духовным сокровищницам.

Условия поступления

Для успешной реализации профессиональной деятельности и оказания всесторонней квалифицированной помощи в улучшении информационной культуры читателей, будущему специалисту требуются глубокие знания психологии, литературы, иностранного языка и истории. Зачисление на обучение осуществляется на основании результатов сдачи экзаменов по дисциплинам:

  • литература;
  • русский язык (профильный);
  • история, обществознание (по выбору вуза).

Будущая профессия

В задачи будущего специалиста входит не только работа с издательскими, информационными материалами, но и организация работы с читателями.

Выпускнику-бакалавру необходимо прилагать усилия для постоянного углубления знаний и развития интереса к новейшим библиотечным, информационным технологиям.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров библиотечно-информационной деятельности занимаются следующие вузы страны:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Пермская государственная академия искусства и культуры;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Срок обучения

Нормативный срок обучения на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

На сегодняшний день библиотечная деятельность претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием информационных технологий.

Бакалавры-выпускники направления обладают широким кругозором, а также информационными технологиями. Студенты направления изучают следующие дисциплины:

Приобретаемые навыки

За весь период обучения бакалавры направления 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» приобретают ряд актуальных навыков и умений:

  1. Овладение теоретическими знаниями курса, стремление к их углублению на протяжении реализации профессиональной деятельности.
  2. Умение переводить общие цели, стоящие перед сферой библиотечного обслуживания, в задачи конкретного коллектива.
  3. Критически осмысливать передовой опыт библиотечного дела, применять его на практике.
  4. Изучать индивидуально-психологические особенности читателей курса с целью привлечения большего числа потенциальных читателей к духовному наследию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления после завершения курса обучения востребованы в библиографической науке, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, учебных заведениях, органах научно-технической информации, музеях, архивах и др.

Выпускник-бакалавр может занимать должности:

Минимальная заработная плата молодых специалистов составляет 15 000 руб., средняя оплата по России - 18 000 руб. В свою очередь, развитие электронных библиотек позволяет предположить, что уже в ближайшие годы зарплата специалистов профиля многократно увеличится.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Если для других профилей самосовершенствование и продолжение обучения зависит исключительно от личностных предпочтений, то для специалистов данного направление - это необходимое условие. Продолжить углубление теоретических знаний можно при обучении в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Профессии направления непосредственно связаны с научной деятельностью и обучение в магистратуре позволит сформировать на высоком уровне информационную и научную компетенции. Диплом магистра является общепризнанным в мировых странах, а написание магистерского исследования позволит заявить о себе в научной сфере.

Обучение в магистратуре позволит получить навыки реализации педагогической деятельности, что необходимо для высококвалифицированных специалистов профиля, а также продолжить изучение выбранной темы исследования на базе вуза.