Домой / Мобильные ОС / Использование компьютерных технологий в детском саду консультация на тему. "компьютерные игры в образовательном пространстве доу" Обзор компьютерных программ применяемых в доу

Использование компьютерных технологий в детском саду консультация на тему. "компьютерные игры в образовательном пространстве доу" Обзор компьютерных программ применяемых в доу

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их чис­ла необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, кото­рые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более дос­тупные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «ком­пьютер - ребенок - цель».

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к приро­де, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть пред­ложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» - обу­чающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше по­знакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монито­ра, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши - и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают мно­го нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; со­вершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.

Занятия по обучению грамоте нацелены з акреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и произ­водить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления де­тей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, ис­пользуя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интона­ционное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 - 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Аз­бука». «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут нау­читься читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой бук­ве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре кар­тинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творче­ской задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и прак­тическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и само­оценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распозна­вать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в преде­лах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с поня­тиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «рав­но», находить отличительные признаки.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  • Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  • Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  • Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором "Мышь".

    II . Образовательно-воспитательный цикл.
    Задачи:

    1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  • Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  • Развивать речь:
    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
  • Развивать сенсорные возможности ребенка.
  • Формировать эстетический вкус.
  • Развивать знаковую функцию сознания.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

    III . Творческий цикл.
    Задачи:

    1. Развивать конструктивные способности.
    2. Тренировать память, внимание.
    3. Развивать воображение.
    4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
    5. Развивать потребности к познанию.
    Структура занятий.

    Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
    I этап - подготовительный.
    Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком­пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимна­стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор­ного аппарата к работе.

    II этап - основной.
    Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

    III этап - заключительный.
    Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
    1 этап - 10-15 минут,
    2 этап - 10-15 минут,
    3 этап - 4-5 минут.
    После каждого занятия проветривание помещения.

    Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
    Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий - игр, занятий - сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

    Занятие «Собери картинку»

    1 ЭТАП. Игра "Собери картинку"
    - Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).

    Физ. минутка. Игра "Гномик"

    Спрятался ловко в моем кулачке
    Маленький гномик в большом колпачке.
    Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
    Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано) .
    За маленьким гномиком, да­вай-ка,
    Все движения повторяй-ка,
    Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

    А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с "мышью".
    1. Осматривание "мыши". Почему она так называется.
    2. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.

    2 ЭТАП.
    Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью "мыши".
    Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с "мышью".

    3 ЭТАП.
    Итог занятия: повторение названия манипулятора "мышь", его на­значение, способ управления.

    Гимнастика для глаз:
    Открываем глазки - раз,
    А зажмуриваем - два,
    Раз, два, три, четыре,
    раскрываем глазки шире.
    А теперь опять сомкнули,
    Наши глазки отдохнули

    Оксана Малышева
    Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду

    Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

    На протяжении истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой ценностный отпечаток. В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

    Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.

    Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям . Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

    Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры , начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации . Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс мы включили видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в своей работе мы активно используем компьютерные презентации, разработанные в программе PowerPoint, поскольку компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

    Занятия по ознакомлению детей с историей и культурой России, проводимые в нашем дошкольном учреждении с использованием ИКТ , подразумевает три этапа : докомпьютерный, компьютерный и посткомпьютерный. На докомпьютерном этапе педагоги активизируют внимание детей, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес; на компьютерном этапе осуществляется работа с электронными ресурсами; на посткомпьютерном – подводятся итоги работы, снимается напряжение, организуются различные игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.) . Приобретенные краеведческие знания уточняются и обогащаются средствами музейной педагогики.

    Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т. д.

    Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

    Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников так же разработаны обучающие семинары на основе презентаций.

    Литература

    1. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.

    2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.

    3. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС » , 2009.

    4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.

    Публикации по теме:

    Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

    Использование компьютерных технологий при обучении детей технике «оригами» (из опыта работы) Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования.

    Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна.

    Конспект ООД в старшей группе «В гостях у грибов» с использованием информационно-компьютерных технологий Задачи с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие: - Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;.

    Коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников средствами информационно-компьютерных технологий Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми является решающим фактором развития личности ребёнка,.

    На сегодняшний день практически во всех домах есть компьютер, даже двухлетний ребенок умеет пользоваться планшетом и компьютером. ИКТ стало частью культуры и необходимой нормой. Теперь с трудом можно представить человека, который не использует в повседневной работе компьютер.

    Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования, поэтому, использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. Также, значительно помогает в работе воспитателям и логопедам.
    В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

    К сожалению, использование наглядного материала порой не удобно. Не всегда его есть куда повесить, он не подходит к занятию, и как показал наш дальнейший эксперимент, движущееся картинка, гораздо дольше удерживает детский интерес, чем обычный материал дидактический материал.

    Современное использование презентаций в работе, позволяет применить большее количество ресурсов, соответственно подготовиться к занятию интересней. Информационные технологии являются средством развития познавательных способностей детей.

    И, как отмечено в статье «Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения», использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.



    Презентацию можно использовать не только в работе с детьми и проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий, но и в других сферах образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

    При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Важно, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям. Подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который он получит.

    Для использования новых инновационных технологии в работе, потребуются технические ресурсы: Компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска, DVD-плеер, запоминающие устройства.

    Поскольку в большинстве случаев педагогический коллектив в ДОУ составляют люди старшего возраста, то руководству необходимо заботиться о повышении квалификации сотрудников.

    Во время занятий с презентациями детей очень увлекает игровая форма, она же способствует развитию познавательного интереса детей, помогает уберечь от излишнего утомления, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций.

    В презентации мы можем использовать разнообразные эффекты, в том числе музыку, мультимедию, что с включением в обычном занятии, крайне проблематично.

    Использование игровых приемов и четких инструкций позволяет сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из-за чего поддерживается интерес детей от начала и до конца. В ходе НОД применяется технология личностно-ориентированного подхода, а продуктивная совместная деятельность организованна на основе технологии целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности.

    Теперь остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.

    Данные материалы позволяют увеличить восприятие ребенка за счет увеличения количества иллюстраций, разрешают делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

    Используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. При применении анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С их помощью компьютер, может смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.).

    Использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети самостоятельно или вместе с родителями.

    Поэтому, высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Большой выбор в подборе иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

    Создание дидактических игр. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

    Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

    Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

    Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.

    Существуют следующие виды презентаций:

    1. Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;

    2. Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;

    3. Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.

    4. Для сопровождения концерта

    5. Для проведения родительских собраний

    Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

    1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

    2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

    3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

    4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

    5. Рост объема информации;

    6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

    7. Оперативное получение информации;

    8. Расширение информационных потоков;

    9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

    Однако, использование ИКТ в современном воспитательном процессе, несет в себе ряд проблем.

    При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

    Первое - это проблемы экономического характера, нехватка средств. Что и говорить не во всех детских садах Москвы используются компьютеры. Не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществления необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

    Второе - это проблема профессиональной компетенции педагогов. Сейчас, в большинстве учебных заведениях, педагогов отправляют на курсы для освоения компьютера. От того, что большинство коллектива детских садов, составляют сотрудники за 40. Поэтому необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

    Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

    Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

    Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий.

    1. обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

    2. облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

    3. возбуждение живого интереса к предмету познания;

    4. расширение общего кругозора детей;

    5. возрастание уровня использования наглядности на занятии;

    6. повышение производительности труда педагога.

    Бесспорно, в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

    Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

    Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

    В отличие от обычных технических средств обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности. А так же развивают умение самостоятельно приобретать новые знания, что очень актуально в дошкольном возрасте.

    Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

    И последнее, пожалуй, самое важное - защита здоровья ребенка.

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

    При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

    Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

    Однако, минусы не столь велики, скорее больше плюсов. Ознакомимся и с ними.

    Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации,

    1. возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

    2. обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

    3. оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

    4. рост объема информации;

    5. обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

    6. оперативное получение информации;

    7. расширение информационных потоков;

    8. создание электронных газет, журналов;

    9. на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

    10. онлайн-консультации специалистов для родителей;

    11. дистанционное обучение для часто болеющих детей.

    Также, в процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

    Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

    Информационно-компьютерные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

    С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, проводим мастер-классы, педагогические мастерские, организуем наставничество с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В помощь педагогам в ДОУ создана творческая группа, которая оказывает помощь в разработке занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях. В результате многие педагоги ДОУ самостоятельно разрабатывают и апробируют занятия с использованием мультимедийных презентаций.

    Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

    По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ:

    Представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    Несет в себе огромный объем информации, понятный дошкольнику;

    Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание;

    Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей;

    Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

    Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

    Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;

    Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка.;

    Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, ждет, пока он сам исправит их.

    В инновационном процессе в ДОУ используются не только информационно-коммуникативные технологии, но и проводятся комплексные интегрированные занятия, такие как: «Очень голодная гусеница!», «Здоровье человека», «Огонь – друг или враг!», «Путешествие в страну слов» и т. д. Часто на занятиях использую обучающие презентации, видео ролики, аудио (песни, сказки, логопедические распевки) и т. д.

    Теперь поговорим о ИКТ в логопедической работе.

    Обеспечивает доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи;

    Систематизировать и повысить эффективность работы учителя-логопеда в направлении работы с родителями;

    Привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;

    Распространяет опыт работы специалистов дошкольного учреждения и продемонстрировать достигнутые результаты;

    Таким образом, информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Гурина Эльмира Касымовна

    МБДОУ "Детский сад №218" воспитатель

    "Компьютерные игры в образовательном пространстве ДОУ"

    В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным играм.

    Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

    Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребёнка.

    Разделяя точку зрения многих исследователей, Ярусова Е.А. считает основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении - всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т.е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

    1. Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.
    2. Обучающую игру на компьютере.
    3. Проблемное общение с каждым ребёнком по ходу игры.
    4. Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере.
    5. Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.

    Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет в дальнейшем обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

    Выделяют особенности образовательных электронных изданий (ОЭИ) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения:

    ОЭИ для детей дошкольного возраста должны обладать итуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;

    ОЭИ обязательно должно содержать звуковое сопровождение;

    Должна присутствовать корректная обратная связь (как результативная, так и консультирующая), представленная и графической поддержкой и звуковым сопровождением;

    ОЭИ должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а так же обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм.

    Но бывают и такие ОЭИ, которые только в некоторой степени обладают выявленными особенностями. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности и раскрепощённости позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Всё это способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, формирует познавательную мотивацию и раскрывает индивидуальность каждого ребёнка.

    Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

    Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

    Создаётся множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Сьюзен Хогланд, автор книги «Компьютер и дети: мир открытий», считает, что развивающие программы способствуют повышению интеллектуального уровня и самооценки ребёнка, развивают его память и речь. В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

    Выдвигаются требования к работе воспитателя, который использует компьютерные игры:

    Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребёнка в детском саду, т.е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.

    Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

    Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют значительные трудности для детей шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или поступили из других дошкольных учреждений.

    Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разрабатываются конспекты занятий- игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей.

    Замечено, что дети лучше справляются с заданием, если работают за компьютером парами. Работа «один на один» является усложнением задания.

    Параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп. И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

    Важным моментом, является и то, что компьютерные игры, являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.

    Следует отметить то, что нелепо пытаться искусственно ограничить возможности «общения» ребёнка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребёнка, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

    Ролевые игры - это распространённая разновидность компьютерных онлайн забав, которая получила не меньшую популярность, чем иные виды развлечений современных геймеров.

    Эти игры для девочек и для мальчиков предполагают прохождение их уровней или выполнение иных действий в образе не самого себя, а какого-либо другого персонажа или существа, иногда даже не человека. Создатели этих игр говорят о том, что в них каждый желающий может почувствовать себя птицей, рыбой или животным, а также сказочным персонажем или героем фильма или мультфильма. При прохождении играющий наделяется соответствующими способностями того существа, в образе которого он выполняет все действия в процессе прохождения. И думать приходится иначе, поскольку тех умений и способностей, которыми обладает человек, у этих существ может не быть. Поэтому необходимо выполнить все действия, приспосабливаясь к тем условиям, которые создаются в виртуальном мире игры для девочек или для мальчиков по выбору играющего. Многих геймеров в этих игрушках привлекает возможность ощутить себя другим существом, понять, на что оно способно, и насколько он или она могут соответствовать тому или иному образу.

    Специфическая разновидность ролевых квестов или аркад - игры для девочек, основанные на некоторых мультфильмах. В частности, мультфильмы компании Уолта Диснея способствовали появлению таких компьютерных онлайн-развлечений, как, «Какая ты русалка?», «Какая ты принцесса Диснея?» и других. В этих игрушках девочкам предлагается соотнести свои качества с характерами героинь популярных и любимых мультипликационных шедевров. Существуют и аналогичные игры для мальчиков онлайн, в которых можно сравнить себя с героями мультсериалов, фильмов и некоторых других произведений.

    По своему жанру ролевые игры могут быть разными. Встречаются и квесты, где необходим достаточно творческий подход к прохождению игровых уровней, поиск предметов, решение головоломок и выполнение других подобных заданий, и симуляторы, в которых всё напоминает реальность и требуется анализ ситуации и выбор правильного варианта поведения, и стратегии, где необходимо быстро продумывать различные варианты развития событий и умение принимать правильные решения по поводу их дальнейших действий в той или иной обстановке, и бродилки, где важно преодоление препятствий для успешного завершения и победы. Очень часто также это и приключения, где игровой процесс увлекателен и сопровождается фантастическими событиями или явлениями.

    В настоящее время разработаны и внедряются в образовательный процесс ДОУ программы на основе использования компьютеров. Одной из таких программ является программа «Дошкольник и компьютер» по дополнительному образовательному циклу «Компьютерные игры». Программа направлена на грамотное использование компьютера в образовательном процессе ДОУ. Осуществление работы по данной программе ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Первоначально возможно использование компьютерных развивающих и обучающих игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство».

    Основными направлениями программы являются вопросы введения ребёнка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника.

    В ней представлены следующие разделы:

    Введение

    Среда организации обучения

    Систематизация игр

    Компьютер - друг и помощник в разных видах деятельности

    Карта программных требований

    Художник за компьютером (нерегламентированная деятельность)

    Творческий поэтапно-перспективный план

    Принципы реализации программы

    Методика организации компьютерных игр

    Педагогические условия применения игр

    Санитарно-гигиеническое обеспечение

    Модель выпускника

    Диагностирование умственных и творческих способностей

    Творческая тетрадь

    Таким образом, предметом программы является расширение границ в области подготовки ребёнка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ.

    Благодаря особенностям устройства компьютера (наличие клавиатуры, экрана, на который продуцируется та или иная информация, вызванная ребёнком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляется интеллектуальная подготовка к обучению в школе.

    Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребёнка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

    Компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребёнка.

    Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень «школьной готовности» и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний день.

    У ребёнка развивается:

    восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

    познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

    «знаковая функция сознания»;

    произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

    Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

    Программа предназначена для ДОУ, а именно ля освоения компьютера детьми старшего возраста. Программа предполагает ежегодную диагностику уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры. По способу решения компьютерных игр, по стилю игровых действий, практически индивидуальных игр (небольшие - по 3-4 ребёнка подгруппы) и раскрепощённости (так как игра, а не занятие) можно многое узнать и сказать о ребёнке.

    Автор программы отмечает, что часто встречаются такие случаи, что в группе ребёнок показывает более низкий уровень усвоения программы, чем во время игры на компьютере. Некоторые педагоги считают, что это происходит, потому что в играх повторяются действия. Ребёнок, посмотрев как играют предыдущие дети, просто повторяет действия за ними, не осмысливая происходящих действий на экране. Но это не так.

    С таким мнением можно согласиться только по части усвоения детьми управления компьютером. Здесь, действительно, ребёнок может и должен запомнить какие клавиши используются. Но выполнить правильно, поставленную в игровой форме дидактическую задачу, нет, так как компьютерные игры составлены с учётом основного принципа дидактики - с постепенным усложнением последовательности игры. Каждый следующий эпизод отличается от предыдущего. Например: в игре по конструированию «Построй дом» игровой задачей предусматривается помочь котёнку построить дом, а дидактическая - выделить конфигурацию плоскостных фигур с целью объединения их в одно целое (конфигурация каждый раз меняется - ребёнок должен подобрать фигуру для своего варианта).

    Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребёнка, показанная в играх: ребёнок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне - справляться с помощью взрослого, а на высоком- выполняет задание самостоятельно.

    Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используются для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности в усвоении образовательной программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её, предлагая в форме закрепления упражнения из творческой тетради « Собери разрезанную картинку», «Прочитай зашифрованную записку», «Расставь цифры в порядке убывания (возрастания)» и т.д.

    Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

    С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованность детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

    Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдётся место для использования компьютерных программ, что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

    Игра- это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребёнка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребёнок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

    Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.

    В чём же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

    Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребёнка от тяжёлой рутинной работы.

    1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребёнку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
    2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребёнка.
    3. Делать «видимым» проблемы в развитии ребёнка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
    4. Формировать у ребёнка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
    5. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
    6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приёмы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

    Занятие на компьютере и для самого ребёнка создаёт более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

    1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребёнка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
    2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
    3. Ребёнок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
    4. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
    5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
    6. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы.
    7. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребёнка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определённой голосоподаче.
    8. У ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учиться с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.

    Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счёт игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребёнок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

    Современное образование и досуг детей невозможно представить без применения компьютерных средств. С каждым годом все больше детей дошкольного возраста . Недавние исследования показали, что около 40% детей в возрасте до двух лет уже играли в игры на планшете, а для детей от двух до восьми лет эта цифра еще выше — 72%. Некоторые родители покупают планшеты своим детям, которым не исполнилось еще и года.

    Влияние компьютерных технологий (планшетов) на здоровье ребенка

    Роль гаджетов как средств познания мира стремительно растет. Электронные средства обучения, обладая явным преимуществом перед традиционными, влияющим на развитие творческого потенциала детей.

    Скачать книгу «Информатизация ОУ»
    Скачать бесплатно в.pdf

    Электронный планшет или планшетный компьютер (от англ. — «tablet computer») — мобильное устройство с сенсорным экраном, т. е. им можно управлять прикосновениями руки или стилуса (стержня).

    Типы электронных планшетов: планшетный персональный компьютер, интернет-планшет, мобильное интернет-устройство, электронная книга с сенсорным экраном и др.

    При этом гаджеты могут и негативно влиять на здоровье дошкольников. Приобщение детей к работе на электронных планшетах врачи считают серьезным фактором риска нарушения детского здоровья. Важен и психологический аспект применения компьютерных технологий детьми, поскольку дошкольный возраст во многом является ключевым для когнитивного и социального развития. Психологи и педагогические работники указывают на опасные последствия психологического характера, связанные с активным вторжением во внутренний мир ребенка искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальной реальности.

    Как и в отношении других технических средств обучения, интеграция подобных гаджетов в образовательный процесс должна осуществляться только при подтверждении их безопасности для здоровья детей и с учетом обоснованных гигиенических рекомендаций по их использованию. Это требование зафиксировано в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Для предупреждения возможного негативного влияния электронных средств обучения на здоровье и развитие детского организма работники детских садов должны знать особенности воздействия этих средств на функциональное состояние, работоспособность и здоровье ребенка; соблюдать гигиенические требования к их эксплуатации и, что очень важно, формировать у детей навыки безопасного использования гаджетов.

    О влиянии гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 7.

    Гигиеническая оценка использования компьютерной технологи в ДОУ

    В настоящее время практически отсутствуют медицинские исследования, которые дают научное обоснование того, как без ущерба для здоровья применение компьютерные технологии в занятиях дошкольников.

    Для того чтобы восполнить этот пробел, специалисты лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Научный центр здоровья детей» РАМН (далее — лаборатория гигиены обучения и воспитания детей и подростков) провели гигиеническую оценку использования гаджетов с размером экрана 10 дюймов на развивающих игровых занятиях в одном из детских садов г. Москвы.

    Идея эксплуатации планшетов для детского сада появилась еще в начале ХХ в. Своеобразная технологическая революция в образовании началась в 1930-е гг. в США с разработки первых программ аудиовизуального обучения.

    Для наблюдения были отобраны две группы детей, в каждой из которой по 22 дошкольника 6-7 лет. В одной группе ежедневно на одном из занятий применялись электронные планшеты для детского сада, в другой группе (контрольной) занятия проводились без них. Общая продолжительность занятий составляла 30 мин, при этом время работы с техническими средствами в свободном темпе не превышало 10 мин. Содержание развивающих интерактивных игр для дошкольников на планшете соответствовало тематике занятий. На занятиях использовался комплект, состоящий из 50 развивающих игровых программ, предназначенных для дошкольников 5-7 лет и направленных на развитие речи, математических представлений, расширение познаний об окружающем мире и др.

    В каждой группе была проведена оценка 30 уроков. Работа в группах проходили в одно и то же время (одномоментно). На проведение исследований были получены информированные согласия родителей детей.

    Прежде всего, в ходе исследования проводилась экспертная оценка оформления детских компьютерных игр, которая показала, что яркостные характеристики электронных страниц, спектр цветовых решений изображения, форма и размер шрифта, цвет знаков и фона выполнены с учетом возраста детей и особенностей их зрительного восприятия. По мнению специалистов лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков достоинствами оцениваемых игровых развивающих программ являются:

    отсутствие временных ограничений (работа в свободном темпе, нет требований к объему выполненной работы); интерактивный характер развивающих программ (дошкольник моментально получает доброжелательный ответ на выполненное задание); соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей.

    Условия освещения на рабочих местах детей в помещении детского сада, где проходили занятия, соответствовали нормативным требованиям, столы и стулья — ростовым показателям детей.

    Гигиеническая оценка влияния работы с гаджетами на дошкольников 6-7 лет показала, что использование развивающих электронных игр на устройствах с продолжительностью 10 мин не вызывает более сильного утомления по сравнению с занятиями, проводимыми традиционным образом. Благодаря образной, динамичной, яркой и адекватной возрасту и психологическим особенностям детей подаче информации развивающие игры способствуют снижению монотонности образовательной деятельности, активации центральной нервной системы и повышают у детей устойчивость к утомлению. Полученные данные полностью согласуются с результатами предыдущих исследований специалистов лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, в ходе которых было установлено, что гигиенически рациональное применение электронных средств обучения способствует активации умственной деятельности детей, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности. Утомительность уроков с электронными средствами обучения в значительной мере зависит от характера работы — ее напряженности и интенсивности, свободного или заданного темпа.

    Рекомендации по использованию компьютерной технологии в ДОУ и дома

    Необходимо заметить, что часть дошкольников, участвующих в исследовании, познакомилась с играми на планшете для детского сада только в ДОУ, а другие дети (примерно половина) уже играли на них дома.

    Сегодня подобные технологические средства имеются во многих семьях с детьми. Однако не все родители, а тем более дети, соблюдают правила их безопасного использования.

    Во-первых, следует напомнить, что зрительный анализатор (глаз) формируется в среднем до 10 лет, и зрение дошкольника еще не готово к восприятию мелких деталей. Экран влияет на зрение гораздо сильнее, чем экран телевизора. При этом офтальмологи отмечают тревожное состояние зрения современных детей, называют стремительное и массовое ухудшение зрения «эпидемией миопии». Поэтому детям в возрасте до пяти лет не рекомендуют пользоваться мультимедийными устройствами. Не стоит мешать детям, познавать мир, постепенно и без участия виртуального сопровождения.

    Компьютерные игры детей для 5-6 лет должны занимать не более 10 минут в день.

    Во-вторых, многие из нас не раз замечали, как дети увлекаются возможностями компьютерной техники. Глядя в яркий экран, дошкольник забывает об окружающем мире и о времени. Поэтому взрослым стоит либо самим ограничивать продолжительность игр ребенка, либо устанавливать таймер, предварительно договорившись с ребенком, что как только прозвучит сигнал, означающий окончание отведенного времени, планшет должен быть отложен в сторону. Всегда нужно оговаривать точное время окончания игры и четко соблюдать эту договоренность.

    В-третьих, важно контролировать не только время, но и содержание игры. Хорошо известно и подтверждено результатами научных исследований, выполненных специалистами лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, что самыми утомительными для детского внимания являются игры с навязанным темпом игровой деятельности, рассчитанные на быстроту реакции. Для детей эти игры привлекательны острыми ощущениями и яркими эмоциями. Однако психика детей неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий: повышенной возбудимости, агрессивности, нарушения сна. Необходимо внимательно выбирать компьютерные игры, оценивать не только их содержание и характер игры, но и цветовое решение, размер изображений.

    В-четвертых, одним из существенных преимуществ по сравнению со стационарным компьютером является его компактность. Можно взять с собой куда угодно, но в этом и кроется опасность. Дети могут смотреть мультфильмы, играть в игры на планшете лежа на кровати или сидя в неудобной позе. Поэтому необходимо контролировать положение тела, работающего с технологическим устройством, и соблюдать основные правила безопасного использования.

    Тем не менее, время покажет, каким будет поколение детей, развитие которых происходило на фоне раннего и активного использования различных электронных гаджетов.

    Правила безопасного использования компьютерной технологии в ДОУ

    Для того чтобы занятия с планшетом для детского сада, не причиняли вреда здоровью, нужно соблюдать следующие правила: он должен располагаться на столе, размеры стола и стула должны соответствовать росту; ребенок должен правильно сидеть за столом: не сутулиться, не класть ногу на ногу, не задирать голову; экран должен располагаться в 30-40 см от глаз и лучше всего под углом 10-20 градусов так, чтобы взгляд на дисплей падал сверху вниз; размер экрана должен быть не менее 10 дюймов. Использовать для занятий дошкольников мобильные телефоны, смартфоны и другие электронные устройства с маленькими экранами недопустимо; во время занятия в помещении должно быть светло, но при этом необходимо исключить попадание прямых солнечных лучей на экран планшета; для профилактики нарушения зрения необходимо проводить с дошкольниками 2-3-минутную гимнастику для глаз — лучше всего в игровой форме; нельзя использовать планшет в автомобиле во время движения; следует систематически протирать экран.